«Антистоличность» – очень неуклюжее слово, согласен. Попахивает каким-то (да простят мне духи местности) «антисталинизмом», так вот: я вовсе не об этом (хотя — как знать...)
Я пишу эту колонку в день официального празднования 350-летия моего города-пристанища — и, естественно, она посвящена «тягостным раздумьям о судьбах» и любви к городу тоже посвящена. Кстати, чтобы быстро отметиться с моей любовью к Иркутску — бегло упомяну, что, на мой взгляд, на него несколько похожа Барселона (это в Каталонии, которая в Испании, которая член ЕС), — так вот, Барселона — она немного не дотягивает. А теперь, после того как с любовью закончено, позвольте перейти к тягостным раздумьям.
Юбилейный наш Иркутк, точнее, его креативный класс, втянут ныне в увлекательный процесс — в конструирование «бренда города», в его позиционирование на ментальной карте как минимум русскоязычного пространства. Города «забивают места» в трамвае желаемых возможностей: от «второй-третьей» столиц России — до мышинных столиц (город Мышкин) и родины Колобка (Ульяновск). Иркутск как-то все не может определиться на этом пути, если не считать за определенность реплики мэра нашего, Викторианыча, на какой-то единороссовской тусовке про «Иркутск — город свободы».
Вообще предлагаю не торопиться с этим делом, с самоопределением. В этой нашей неспешности — будет толика мудрости. Копить потенциал самореализации — не спеша обклеивать её ярлыками и акцизными марками (привет сталинизму). Именно поэтому я предлагаю — негласный, полуформальный бренд: «Иркутск — город принципиальной антистоличности».
Горе Новосибирску, захапавшему бренд «столицы Сибири». Увы, Красноярску (или это Кемерово?), претендующему на «промышленную столицу» оной. Я даже (о, святотатство!) всерьез предлагаю отдать титул «туристической столицы Байкала» нашим соседям, в Улан-Удэ (тем более, что благодаря томичу, интеллектуал-губернатору Наговицыну, олигарху Слипенчуку и федеральному страху перед панмонгольским национализмом нам за бурятами уже не угнаться...)
Пусть их. Дело в том, что мы живем в очень-очень стремительно меняющемся мире. То, что считается красивой цацкой сегодня — вполне вероятно, будет обременительной обузой завтра. (Особенно завтра, когда в человеческий оборот — идей и действий! — вступит какой-нибудь ныне 15-летний мальчик из Ербогачена, цифровых задворок цивилизации).
Город, взявший на себя бремя быть «столицей» хоть чего-либо, — сегодня может пить свой «мохито», осязовая себя истинным мачо. Это пройдет. Это временное. Вот никто же сегодня (из думающих людей) не завидует всерьез москвичам — жителям городка, где тысячу лет назад зародилась идея администрировать огромную территорию от Балтики до Курил? Двадцать лет назад московский креативный класс, кстати, упустил шанс перепихнуть эту тягостную функцию на собчаковский Сант-Петербург. Ну и пусть теперь пьют горькую, если повезет выскочить в магазин из нескончаемой автомобильной пробки.
Если серьезно же: только-только что окончившийся БЭФ, по сути, констатировал – у государства по имени Российская Федерация просто нет денег на создание в Сибири и на Дальнем Востоке инфраструктуры для включения здешних ресурсов в мировой оборот (часть материалов на эту тему публикуется в сегодняшнем номере ИТГ). Напомню только лишь из академика Алексея Кокошина: даже при самом оптимистическом сценарии у РФ хватит денег лишь на 25—34 процентов необходимых инвестиций. Остальное должно быть частными деньгами. Китайскими (прежде всего, естественно), немного — под угрозой подзатыльников — выдранными у российских дерипасок, а также — австралийскими, американскими, корейскими, да хоть жидомасонскими...
Ну, можно попытаться попретендовать на место «столицы», где эти все процессы будут администрироваться. Есть шанс. В принципе, иркутские лидеры, сконцентрированные сегодня в ИРО «Единой России», имеют потенциал на то. Только они должны хорошо понимать — на что идут (в последнем — не уверен, честно говоря).
Но вообще-то: оно нам, иркутянам, — надо? Концентрация функций власти — это концентрация на себе всех возможных эманаций ненависти (см. очевидный пример с Москвой).
...Вот я об этом и говорю (но не настаиваю, конечно же). Мне лично, знаете ли, было бы гораздо приятней жить в городе уютном, умном и... хитром. В антистоличной столице. Взимающей свою часть ренты с общемировых (и общероссийских, если таковые сохранятся) процессов — втихую, без помпы. Еще три раза по 350 лет подряд.
Типа Барселоны (но она не дотягивает до иркутского идеала).
С днем рождения, любимый город!
|