Довелось мне побывать в понедельник на некоей VIP-тусовке, ежегодно собирающей представителей региональной власти, — и... чуть не написал паскудное слово «элита», а чем заменить — понятия не имею. Короче, те два-три десятка человек, которые руководят иркутскими предприятиями в том секторе экономики, к которому принадлежу.
Вам — чем бы лично вы ни занимались — от строительства или медицины до маркетинга или покраски облаков — ситуация предельно знакома: раз-два в году появляется повод собраться «лидерам отрасли», конкурентам, каждый из которых за долгие годы знает остальных как облупленных. Под рюмаху – предсказуемые шуточки (в нашем случае, например, по поводу одного из коллег — выходца из КГБ), с ленцой обмен мнениями об итогах года и планах на будущее. Все предугадываемо практически до мелочей, и каждый из участников тусовки в глубине души тяготится этой предсказуемостью — но и получает подтверждение стабильности окружающего мира и своего статуса в нем.
Однако в этот раз все оказалось чуть по-другому.
Оказалось, что один из коллег, мой приятель еще по советской молодости, назовем его Леонид Васильевич, тем более что это так и есть, получил на днях... перевод в другой город, на служебную топ-менеджерскую позицию, полностью аналогичную занимаемой в Иркутске. Леонид Васильевич это предложение как раз вчера официально принял. И, естественно, ситуация стала живо обсуждаться: не так уж часто из обоймы привычного круга лиц исчезает старый знакомец... (А кто-то ведь еще и на его место прибудет! Короче, на коллегу смотрели как на диво дивное и, очевидно, не я один примеривал на себя подобную перемену судьбы.)
А надо сказать, что речь идет о государственной структуре, бизнес-единицы которой разбросаны по всей Федерации. И, в отличие от частного бизнеса, где топ-менеджер еще и частенько акционер, теоретически там действительно имеют право тусовать народ туда-сюда — и особо не попротестуешь: сказано — в Ярославль, значит — в Ярославль.
– Или была возможность отказаться, а?
– Ну, можно было попробовать... Но зачем? Мы с женой подумали: регион интересный, работа знакомая... Квартиру на первый год дают служебную, там видно будет...
– А... А зачем начальство это делает? Ведь на новом месте человек не сразу освоится, может ошибок наделать!
– А ты знаешь — чтобы ротация была. Чтобы мозги не застаивались, обмен идеями, опытом... Ну, и чтобы в коррупции не увязали.
И вот это, честно говоря, — сносит мозг напрочь. Мы, частники, привыкли снисходительно воспринимать государственные структуры как неповортливые, инертные, замерзшие и замершие... Но, положа руку на сердце: всякий ли из нас способен поддержать тонус мобильности, чтобы «мозги не застаивались»? И чего больше в нашей стабильности: деятельного охранительства по отношению к куску рынка или... малодушия? Не знаю, не знаю...
В Иркутске — не так много бизнесов сибирского, хотя бы, масштаба. Оно, казалось бы, и удобно для местного предпринимателя: с одной стороны, весь местячковый рынок — как на ладони, с другой — не такой уж он и большой, чтобы представлять лакомый кусок для тех же амбициозных федеральных сетей.
Только чует мое сердце — это все до поры до времени. Пока наш тихий уютный городок не приглянулся людям с амбициями. И привычкой к мобильности — как лекарством от застоя.
|