В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
По мере роста внешней и внутренней напряженности перед страной все острее встает вопрос о выпивке, а в политической повестке ширится дискуссия о мерах сдерживания пьянства.
Два встречных процесса набирают ход. Карательные мероприятия расширяются, но тех, кто открыто против них протестует, становится больше.
Аресты и приговоры — постоянная тема последних месяцев. Не то чтобы в масштабах страны сажать стали чаще. Пока вроде бы нет.
Но явно выросло число, выражаясь языком интеллигенции, кафкианских процессов, то есть таких, в которых формальные обвинения не имеют никакого отношения к реальности и предназначены только для заполнения паузы между арестом и приговором.
Расширен также и перечень действий, формально не запрещенных, но фактически строго наказуемых.
А жертвами рутинных карательных мероприятий, наряду с прочими, становятся сейчас и люди привилегированного круга, которые прежде претендовали на иммунитет или хотя бы на крупные скидки.
Разумеется, и первое, и второе, и третье переплетаются между собой.
Это не значит, что прежние репрессивные приемы сняты с вооружения. Наоборот, новые гармонично сочетаются со старыми.
Скажем, выталкивание в эмиграцию экономиста и бывшего крупного номенклатурщика Сергея Алексашенко произведено вполне традиционно: таможенники изъяли у него коллекцию орденов, не оформленных, по их словам, для вывоза. После чего фигуранта отпустили в Америку, а в России возбудили дело.
Это повторение истории с коховской картиной. С той разницей, что Алексашенко безвозвратно уезжать не планировал, в критике режима себя сдерживал и, видимо, полагал, что не выходит за рамки дозволенного. А оказалось, что рамок-то нынче больше и нет.
Давно отшлифована и процедура, использованная для «разоблачения» Кирилла Серебренникова и нескольких его подчиненных, которых мне лично жаль ничуть не меньше, чем мировую знаменитость. За предполагаемые нарушения бесчисленных предписаний и запретов, соблюдая которые невозможно ничего сделать, пошли в колонии тысячи и тысячи безвинных людей, уличенных только в том, что пытались работать. Причем в деле Серебренникова чисто кафкианские моменты, вроде отрицания существования спектакля, который был поставлен и идет, из списка «обвинений» вроде бы выпали.
Новое здесь — не способ обвинений, а то, что объектом расправы стал не богач, которого можно раскулачить, и не чиновник, у которого хочется отобрать его кусочек власти, а режиссер, известный на Западе и одновременно вхожий в высшие круги у нас. В усобицах наших феодалов таких до сих пор не трогали.
Не преследовали до недавних пор и людей, просто обозначающих свои политические предпочтения или участвующих в легальных общественных мероприятиях. На тех, кто как-то связан с Алексеем Навальным и его деятельностью, это больше не распространяется. Ношение футболки, на которой написана его фамилия, пребывание в офисе, арендованном его сторонниками, сплошь и рядом влечет за собой арест или, как минимум, задержание. Это — ноу-хау 2017 года. И обвинительный антураж в таких случаях безупречно кафкианский, поскольку легальных поводов придраться нет.
Вспомнив наше прошлое, можно было бы подумать, что раз уж режим с такой уверенностью переходит в карательное наступление на всех фронтах, то жертвы и остальные подданные ответят на это плаксивыми мольбами, панической суетой или оцепенелым молчанием. Но сегодня это не так.
-
Арестованный мэр Владивостока Игорь Пушкарев, жертва межклановой грызни в Приморье, обращается к вождю с открытым письмом:
«Уважаемый Владимир Владимирович!.. Я был задержан, проэтапирован в Москву, арестован и направлен в СИЗО „Матросская тишина“. Мое этапирование было тщательно срежиссировано — меня вели на борт самолета с завернутыми за спину руками, как опасного преступника, под объективами заранее приглашенных на это шоу центральных СМИ… Я полностью посвятил себя работе на благо нашей Родины, на протяжении многих лет, не считаясь со своими интересами и интересами моей семьи.
В сентябре 2008 года вы лично поручили мне навести порядок в г. Владивостоке и подготовить его к саммиту АТЭС 2012 г. Будучи воодушевлен вашим доверием и моим личным уважением к вам, я сделал все, что вы поручили, причем даже в ущерб интересам своей семьи, которая по моей просьбе пожертвовалагороду строительных материалов почтина один миллиардрублей… Сегодня я обвиняюсь в завышении цен на строительные материалы, которые моя семья БЕЗВОЗМЕЗДНО передала городу… Представители следствия и так знают, что я невиновен… Я обращаюсь к вам не за лояльностью и снисхождением, а за защитой ради справедливости…»
Обратите внимание — Пушкарев добивается не пощады, а правды. Он не хочет быть объектом кафкианских игр и открыто об этом говорит. Это тон верного, но знающего себе цену вассала, который выполнил обязательства перед сеньором и теперь напоминает, что тому пора выполнить свои. Это у нас ново и не по правилам. Не скулить в тайных ходатайствах, а публично требовать справедливости, хотя бы и феодальной.
О том же, пусть и не заходя так далеко, заговорил сейчас на суде и Алексей Улюкаев. Обвиняя Игоря Сечина, второго—третьего человека в государстве, в устройстве ловушки, экс-министр сообщает вождю, что его, безупречного исполнителя всех высочайших приказов, не годится заманивать в капканы.
Понятно, что это не протест против системы. Это протест против того, что одни ее звенья перестали соблюдать в отношении других какие бы то ни было правила. Гаранту публично напоминают, что он пренебрегает своими обязанностями. И эта публичность, повторю, нова.
Можно долго спорить, в каких пропорциях в Кирилле Серебренникове перемешаны лоялизм и независимость. Но, по-моему, гораздо поучительнее перечитать список тех, кто заступился и поручился за него. Там, можно сказать, почти все, кроме Кобзона и приравненных к нему лиц. Системным деятелям культуры хватило духу хотя бы по такому поводу открыто возразить властям. Еще недавно в этом кругу на что-либо подобное шли только единицы.
И вот промежуточный итог. Охранительная машина работает с растущими размахом и безоглядностью. Но и голоса тех, кто протестует, включая с некоторых пор и голоса номенклатурные, тоже стали громче. Что ломает иллюзию правомерности происходящего и нарушает скрытость изнанки карательных мероприятий, которые с давних пор считаются у нас важнейшими условиями их осуществления. Не берусь предсказывать, чем разрешится это противоречие, но новая страница в историю отечественного репрессионизма уже вписана.
Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
Владельцы айфонов вновь могут оплачивать покупки телефоном бесконтактно. Сбер применил для этого технологию «Вжух», которая работает на базе «Bluetooth Low Energy», сообщает пресс-служба банка.
РУСАЛ запускает масштабный образовательный проект для детей - РУСАЛ ФестивAL#Наука - 2025. Интеллектуальный фестиваль компания проводит с 2016 года в городах, где работают предприятия алюминиевой отрасли России. В этом году он посвящен 25-летию компании.
Накануне нового учебного года на БрАЗ приехали учителя двух братских школ - 14-й и 16-й. Они встретились с управляющим директором завода, побывали на строительной площадке новых корпусов электролиза и посетили действующее производство.
В рамках экологического проекта #ЗеленыйЧетверг 21 августа в Якутске состоялось торжественное вручение ключей от специализированной техники для пересадки крупномерных деревьев ГАУ «Якутлесресурс». Партнёром приобретения автокомплекса стал Сбер, сообщает пресс-служба компании.
По мере роста внешней и внутренней напряженности перед страной все острее встает вопрос о выпивке, а в политической повестке ширится дискуссия о мерах сдерживания пьянства.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.