МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
По инф. СМИ
2025-09-11-01-26-37
Если производство алкоголя в стране снижается, а население меньше не пьет, то это означает, что граждане переходят на потребление самогона и различных суррогатов.

Москва рассуждает: как же дальше жить

Автор: Денис Гольдман, Rosbalt.ru   
11.04.2014 17:30

На Всероссийскую конференцию по градостроительству собралось множество специалистов архитектуры и урбанистики, представителей общественных организаций, политических партий и властных структур. Все они констатируют: Москве и регионам есть куда развиваться, однако предлагаемые методы и средства для достижения оптимального результата разнятся.

В числе актуальных тем на мероприятии – модернизация транспортной инфраструктуры, преимущества квартальной планировки окраин перед микрорайонной и обустройство общественных зон. И если часть москвичей предпочитает жить за пределами столицы и ездить в Сити только ради работы, то другие любят чувствовать себя в центре и вьют свои гнезда на верхних этажах многочисленных высоток. Продаётся таунхауз в Московской области или квартира в центре столицы – градостроительные вопросы их все-таки коснутся напрямую.

От микрорайонов – к кварталам

Заместитель главного архитектора ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" Дина Дридзе представила на суд экспертов программу по перепланировке столичных микрорайонов (преимущественно на периферии) в кварталы. По ее словам, подобная модель позволит четко структурировать районы Москвы, а также легко ориентироваться в пространстве, что в микрорайонах порой бывает нелегко. К тому же, добавляет эксперт, предложенная концепция позволит четко разграничить общественное и личное пространства горожан, а размеры "ячеек" (кварталов), которые формируют городской ландшафт, позволяют человеку чувствовать себя более защищенным. В противном случае, если горожанин испытывает дискомфорт, то пытается отгородиться от внешнего мира и выделить себе пространство условного "двора". Как результат — появление в границах микрорайонов высоких заборов и других ограждений.

Дина Дридзе также отметила, что более "дружелюбной" является среда со "среднеэтажной застройкой", так как человек легко идентифицирует свою квартиру (к примеру, по местоположению окна), двор и уверен в том, где гуляет его ребенок. При этом специалист подчеркивает: квартальная застройка — не панацея. Она лишь помогает сформировать "благоприятное и защищенное пространство".

Обеспечению комфорта будет способствовать и грамотное распределение площадей для магазинов, парикмахерских, банков — мелкого бизнеса – еще при проектировке кварталов, уверен эксперт. Конфликт пешеходов и автомобилистов планируется решить путем недопуска машин на тротуары. "Нужно формировать тротуар не из минимального расчета пропускной способности, а из логики размещения объектов, исключить физически возможность припарковаться на тротуаре и объяснить водителю, где ему парковаться запрещено, а пешеходу, что тротуар — зона безопасная", — пояснила Дина Дридзе.

Чтобы избежать заторов и проблем с избытком припаркованных автомобилей, она предлагает четко разделить улицы на окраинах городов на пешеходные, квартального значения, районного и городского.

По примеру Китая

Голландский архитектор Маркус Аппенцеллер уверен, что Москву нужно развивать по примеру крупных городов Китая, к примеру — Шэньчжэня. Еще в 1980-е годы он не был крупным городом, и за каких-то 10-15 лет совершил рывок и стал промышленным центром. Сейчас же Шэньчжэнь перешел от индустриальной стадии развития к постиндустриальной. Такая же судьба у Москвы, уверен Аппенцеллер. В то же время Европейские города в качестве образца годятся меньше из-за исторических и географических обстоятельств. Главное, чему должна отвечать модель развития города, — отражение потребностей населения, сказал эксперт и наметил вектор развития российской столицы.

Во-первых, предложил больше инвестировать в общественную инфраструктуру и следить за веянием времени. "К примеру, когда я 10 лет назад начинал работать в Китае, мне говорили, что никогда китайцы не захотят работать вне помещения. В итоге постепенно появляется тенденция к строительству террас, и в результате все больше и больше людей склонны проводить время на улице. Меняется само общество, а город старается не отстать, успеть, а может, даже и опередить развитие", — сказал он. По его словам, развитию экономики города будет способствовать его озеленение и обустройство парков, пляжей и зон отдыха.

Во-вторых, Аппенцеллер предложил увеличить количество "полуприватных пространств", где меньше машин, больше зеленых насаждений, где у горожан будет создаваться ощущение того, что они им владеют. В Китае такие пространства отделяются воротами, имеющими, впрочем, символическое предназначение — они всегда открыты, поэтому просто обозначают территорию. На взгляд эксперта, Москва должна пойти дальше квартальной планировки и найти особое решение. Последнее, что посоветовал зарубежный специалист, — уходить от жесткого планирования и не увлекаться копированием чужих образцов.

Москву спасут хайвеи

Архитектор и урбанист Илья Заливухин уделил внимание столичной транспортной сети.

"С 1991 года в Москве функционирует так называемая "лужковская" модель развития улично-дорожной сети. В этой модели нет разделения на скоростные дороги и городские улицы, а идет простое расширение улично-дорожной сети", — начал он. — Эта модель привела к появлению дорог-гибридов, которые не справляются с нагрузкой, так как на них нужно место и общественному транспорту, и пешеходам, и автовладельцам". С точки зрения Заливухина, обустройство хайвеев может существенно разгрузить дорожную обстановку.

Кроме того, эксперт предложил, по аналогии с Парижем, проложить хордовые железнодорожные пути сквозь столицу, так как нынешний каркас железных дорог предусматривает "тупиковые направления" с конечной станцией в Москве.

- Нужно вернуть улицы и проспекты горожанам, потому что развивать транспортную сеть нужно не за счет инвестиционной привлекательности домов москвичей", — заключил он.

Цель – развить потенциал

Заведующий лабораторией градостроительных исследований МАрхИ Федор Кудрявцев, подробно охарактеризовал ситуацию в Москве. По его словам, столичной архитектуре присущи главные факторы "социалистической модели градостроительства": безотносительность к месту, отчужденность от жителей (новострой для горожан — данность), а также претензия на законченность и самодостаточность возведенных объектов.

"Казалось бы, Советский союз уже давно ушел, но мы все время перезагружаем эту систему", — констатирует Кудрявцев. По его мнению, за последние 20 лет альтернативной градостроительной системы предложено не было. Очередная "перезагрузка" — даже с учетом кварталов — не приведет к удовлетворительному результату, уверен эксперт. А "выжимать эту систему нельзя и не нужно".

По данным исследования МАрхИ, москвичей интересует не "низкоэтажность" домов, а близость к природе и качество инфраструктуры. "Москва может дать людям природу? Уже с трудом. Подмосковье может дать, но тоже уже сложно. Но разговор не о том, микрорайон это или квартал. Это не тот вопрос, который волнует наших граждан", — сказал он.

По его словам, существенная часть жилых домов в Москве — постройки 1970-1980-х годов, которые никакого развития не подразумевают. "На кварталы их невозможно поделить. Только если мы их снесем, но у нас нет денег, чтобы снести столько домов. Вопрос не в кварталах и микрорайонах. Нам нужно изменить подход к градостроительству. Цель градостроительной политики — создание условий для развития человеческого потенциала.

Человек должен иметь возможность самореализоваться в среде. Чтобы самореализоваться, у человека должен быть выбор. Также он должен легко менять среду. Нам нужно разнообразие. Во-вторых, среда должна быть многофункциональной. В третьих, мы должны давать человеку разнообразие использования транспорта. Мы уже не можем позволить себе застройку в поле, где только один вид транспорта — автомобиль. Также важный момент — как развиваться детям в среде. А вся наша планировочная система не подразумевает этого", — отметил он.

-

Комфорт и разнообразие

Начальник Управления архитектурного совета Москомархитектуры Евгения Муринец уверена, что квартальная застройка — один из важнейших принципов градостроительной политики в Москве, наряду со смешением функций (обустройство общественных зон внутри районов) и решениям по архитектурной стилистике фасадов индустриальных объектов. К последнему аспекту, к слову, в Москомархитектуре был создан специальный отдел. "Наша задача — создать комфортную среду, которая обеспечивается смешанностью функций, квартальной застройкой и разнообразием фасадных решений", — отметила Евгения Муринец.

По инф. rosbalt.ru


МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-08-13-01-35-16
Бороться со злоумышленниками необходимо, но так, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка.
2025-08-13-10-33-41
Многие люди в первый рабочий день после отпуска сталкиваются с резким нежеланием возвращаться к обязанностям и даже с мыслями об увольнении.
2025-08-18-02-01-49
Выяснилось: после приема пищи очень вредно сразу ложиться спать.
2025-08-22-01-34-29
Согласно результатам недавнего исследования, 95% ИИ-проектов в частном бизнесе не приносят результата.
2025-08-15-01-18-55
Оказывается, в православной традиции существуют святые, к которым принято обращаться с молитвами, прося содействия в поиске работы.

 

Новости digital-технологий

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-09-11-01-26-37
Если производство алкоголя в стране снижается, а население меньше не пьет, то это означает, что граждане переходят на потребление самогона и различных суррогатов.
2025-09-11-01-25-48
Новый тренд на экологичное потребление и самообеспечение добрался до многоэтажек Москвы. Обнаружено: жители одного из столичных ЖК организовали мини-птицеферму прямо на балконе.
2025-09-11-01-25-07
Если открыть вакансии на HeadHunter с зарплатой от 200 000 рублей в Москве, окажется, что объявлений, где требуется высшее образование, в полтора раза меньше, чем тех, где оно необязательно. Получается, диплом вуза больше не нужен?
2025-09-10-15-01-23
Стартовал съемочный процесс первого российского сериала о большом теннисе — восьмисерийной спортивной драмы «Игра на вылет» (16+) — для онлайн-кинотеатра Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ).
2025-09-10-10-11-09
После протестов молодежи и отставки премьера в Непале встает вопрос о том, кто и как обеспечит порядок в стране.
-30
Риск сахарного диабета возрастает у тех, кто курит табак. Об этом предупредила врач-эндокринодог Зухра Павлова.
-2026-
Чтобы получить цифровую Пушкинскую карту, необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуги», создать учетную запись, скачать приложение «Госуслуги Культура» и подтвердить выпуск. Для получения пластикового варианта можно обратиться в флагманские офисы ВТБ или Почта Банка.

Продукты и услуги ВТБ станут доступны в 23 тыс. отделений «Почты России», включая удаленные населенные пункты с населением до 1 тысячи человек. Полностью переход финансовых услуг ВТБ на Почту завершится до конца года. Об этом в преддверии ВЭФ-2025 рассказал заместитель президента-председателя правления ВТБ Александр Пахомов.