Москва рассуждает: как же дальше жить |
Автор: Денис Гольдман, Rosbalt.ru | |||
11.04.2014 17:30 | |||
На Всероссийскую конференцию по градостроительству собралось множество специалистов архитектуры и урбанистики, представителей общественных организаций, политических партий и властных структур. Все они констатируют: Москве и регионам есть куда развиваться, однако предлагаемые методы и средства для достижения оптимального результата разнятся. В числе актуальных тем на мероприятии – модернизация транспортной инфраструктуры, преимущества квартальной планировки окраин перед микрорайонной и обустройство общественных зон. И если часть москвичей предпочитает жить за пределами столицы и ездить в Сити только ради работы, то другие любят чувствовать себя в центре и вьют свои гнезда на верхних этажах многочисленных высоток. Продаётся таунхауз в Московской области или квартира в центре столицы – градостроительные вопросы их все-таки коснутся напрямую. От микрорайонов – к кварталам Заместитель главного архитектора ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" Дина Дридзе представила на суд экспертов программу по перепланировке столичных микрорайонов (преимущественно на периферии) в кварталы. По ее словам, подобная модель позволит четко структурировать районы Москвы, а также легко ориентироваться в пространстве, что в микрорайонах порой бывает нелегко. К тому же, добавляет эксперт, предложенная концепция позволит четко разграничить общественное и личное пространства горожан, а размеры "ячеек" (кварталов), которые формируют городской ландшафт, позволяют человеку чувствовать себя более защищенным. В противном случае, если горожанин испытывает дискомфорт, то пытается отгородиться от внешнего мира и выделить себе пространство условного "двора". Как результат — появление в границах микрорайонов высоких заборов и других ограждений. Дина Дридзе также отметила, что более "дружелюбной" является среда со "среднеэтажной застройкой", так как человек легко идентифицирует свою квартиру (к примеру, по местоположению окна), двор и уверен в том, где гуляет его ребенок. При этом специалист подчеркивает: квартальная застройка — не панацея. Она лишь помогает сформировать "благоприятное и защищенное пространство". Обеспечению комфорта будет способствовать и грамотное распределение площадей для магазинов, парикмахерских, банков — мелкого бизнеса – еще при проектировке кварталов, уверен эксперт. Конфликт пешеходов и автомобилистов планируется решить путем недопуска машин на тротуары. "Нужно формировать тротуар не из минимального расчета пропускной способности, а из логики размещения объектов, исключить физически возможность припарковаться на тротуаре и объяснить водителю, где ему парковаться запрещено, а пешеходу, что тротуар — зона безопасная", — пояснила Дина Дридзе. Чтобы избежать заторов и проблем с избытком припаркованных автомобилей, она предлагает четко разделить улицы на окраинах городов на пешеходные, квартального значения, районного и городского. По примеру Китая Голландский архитектор Маркус Аппенцеллер уверен, что Москву нужно развивать по примеру крупных городов Китая, к примеру — Шэньчжэня. Еще в 1980-е годы он не был крупным городом, и за каких-то 10-15 лет совершил рывок и стал промышленным центром. Сейчас же Шэньчжэнь перешел от индустриальной стадии развития к постиндустриальной. Такая же судьба у Москвы, уверен Аппенцеллер. В то же время Европейские города в качестве образца годятся меньше из-за исторических и географических обстоятельств. Главное, чему должна отвечать модель развития города, — отражение потребностей населения, сказал эксперт и наметил вектор развития российской столицы. Во-первых, предложил больше инвестировать в общественную инфраструктуру и следить за веянием времени. "К примеру, когда я 10 лет назад начинал работать в Китае, мне говорили, что никогда китайцы не захотят работать вне помещения. В итоге постепенно появляется тенденция к строительству террас, и в результате все больше и больше людей склонны проводить время на улице. Меняется само общество, а город старается не отстать, успеть, а может, даже и опередить развитие", — сказал он. По его словам, развитию экономики города будет способствовать его озеленение и обустройство парков, пляжей и зон отдыха. Во-вторых, Аппенцеллер предложил увеличить количество "полуприватных пространств", где меньше машин, больше зеленых насаждений, где у горожан будет создаваться ощущение того, что они им владеют. В Китае такие пространства отделяются воротами, имеющими, впрочем, символическое предназначение — они всегда открыты, поэтому просто обозначают территорию. На взгляд эксперта, Москва должна пойти дальше квартальной планировки и найти особое решение. Последнее, что посоветовал зарубежный специалист, — уходить от жесткого планирования и не увлекаться копированием чужих образцов. Москву спасут хайвеи Архитектор и урбанист Илья Заливухин уделил внимание столичной транспортной сети. "С 1991 года в Москве функционирует так называемая "лужковская" модель развития улично-дорожной сети. В этой модели нет разделения на скоростные дороги и городские улицы, а идет простое расширение улично-дорожной сети", — начал он. — Эта модель привела к появлению дорог-гибридов, которые не справляются с нагрузкой, так как на них нужно место и общественному транспорту, и пешеходам, и автовладельцам". С точки зрения Заливухина, обустройство хайвеев может существенно разгрузить дорожную обстановку. Кроме того, эксперт предложил, по аналогии с Парижем, проложить хордовые железнодорожные пути сквозь столицу, так как нынешний каркас железных дорог предусматривает "тупиковые направления" с конечной станцией в Москве. - Нужно вернуть улицы и проспекты горожанам, потому что развивать транспортную сеть нужно не за счет инвестиционной привлекательности домов москвичей", — заключил он. Цель – развить потенциал Заведующий лабораторией градостроительных исследований МАрхИ Федор Кудрявцев, подробно охарактеризовал ситуацию в Москве. По его словам, столичной архитектуре присущи главные факторы "социалистической модели градостроительства": безотносительность к месту, отчужденность от жителей (новострой для горожан — данность), а также претензия на законченность и самодостаточность возведенных объектов. "Казалось бы, Советский союз уже давно ушел, но мы все время перезагружаем эту систему", — констатирует Кудрявцев. По его мнению, за последние 20 лет альтернативной градостроительной системы предложено не было. Очередная "перезагрузка" — даже с учетом кварталов — не приведет к удовлетворительному результату, уверен эксперт. А "выжимать эту систему нельзя и не нужно". По данным исследования МАрхИ, москвичей интересует не "низкоэтажность" домов, а близость к природе и качество инфраструктуры. "Москва может дать людям природу? Уже с трудом. Подмосковье может дать, но тоже уже сложно. Но разговор не о том, микрорайон это или квартал. Это не тот вопрос, который волнует наших граждан", — сказал он. По его словам, существенная часть жилых домов в Москве — постройки 1970-1980-х годов, которые никакого развития не подразумевают. "На кварталы их невозможно поделить. Только если мы их снесем, но у нас нет денег, чтобы снести столько домов. Вопрос не в кварталах и микрорайонах. Нам нужно изменить подход к градостроительству. Цель градостроительной политики — создание условий для развития человеческого потенциала. Человек должен иметь возможность самореализоваться в среде. Чтобы самореализоваться, у человека должен быть выбор. Также он должен легко менять среду. Нам нужно разнообразие. Во-вторых, среда должна быть многофункциональной. В третьих, мы должны давать человеку разнообразие использования транспорта. Мы уже не можем позволить себе застройку в поле, где только один вид транспорта — автомобиль. Также важный момент — как развиваться детям в среде. А вся наша планировочная система не подразумевает этого", — отметил он.
Комфорт и разнообразие Начальник Управления архитектурного совета Москомархитектуры Евгения Муринец уверена, что квартальная застройка — один из важнейших принципов градостроительной политики в Москве, наряду со смешением функций (обустройство общественных зон внутри районов) и решениям по архитектурной стилистике фасадов индустриальных объектов. К последнему аспекту, к слову, в Москомархитектуре был создан специальный отдел. "Наша задача — создать комфортную среду, которая обеспечивается смешанностью функций, квартальной застройкой и разнообразием фасадных решений", — отметила Евгения Муринец.
|