Евровидение: границы между культурой и политикой стерты |
Автор: Рамиль Харисов, политтехнолог, медиатехнолог, автор Telegram-канала «Харисов о политике» |
19.05.2025 18:24 |
Если вы знаете, кто с кем сейчас ссорится, кто пытается наладить отношения, а кто внезапно пошел на сближение — у вас был полный шанс угадать, кто получит двенадцать баллов, а кто останется с вежливым нолем. В этом году, впрочем, как и обычно, прогнозы от политологов были точней, чем от музыкальных критиков. А когда не совпадали — все равно легко объяснялись теми же причинами: сигнал, статус, баланс интересов.
Вот, например, профессиональное жюри Ирландии неожиданно поставило высокие баллы участнику из одной восточноевропейской страны, с которой в последние месяцы Дублин пытается восстановить торгово-гуманитарный диалог. Совпадение? Возможно. Но слишком уж в унисон с внешнеполитическими жестами. А Греция по доброй старой традиции вновь вручила максимальный балл Кипру — и это уже не просто привычка, а стабильный ритуал региональной солидарности. Даже если песня на любителя, союз все равно крепче. Балканская дипломатия поет хором. Азербайджан поставил высокий балл Украине. Хотели ли они тем самым подстегнуть Россию? Безусловно. Можно было не услышать ни одной песни, но при этом угадать, кому подмигнет жюри из соседней страны. И кто из участников вдруг станет «перспективным», потому что его страна неделю назад подписала нужный меморандум или проголосовала «как надо» в Брюсселе. Конечно, номинально все еще идет конкурс песен. Формально оценивают вокал, композицию, сценическое воплощение. Но все больше это похоже на дипломатический бал с блестками: кто сейчас желанный партнер — тот и с короной. А у кого отношения на паузе — тот может хоть оперный номер показать, но все равно окажется в нижней части таблицы. Так что победа — это уже давно не про песню. Это про тонкий намек. Про демонстрацию симпатий, про готовность к диалогу, про попытку закрепить перемены в отношениях. Или, наоборот, напомнить, что обиды не забыты. Ирония в том, что культура, годами повторявшая «мы вне политики», сегодня все плотнее в нее встроена. Не потому что захотела, а потому что границ между сценой и трибуной почти не осталось. Рамиль Харисов, политтехнолог, медиатехнолог, автор Telegram-канала «Харисов о политике» МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |