Бесплатное такси для беременных: прекрасная утопическая идея |
Автор: Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ |
21.05.2025 18:12 |
Инициативы, направленные на поддержку семьи и повышение рождаемости, часто становятся резонансными. На днях депутатка Яна Лантратова предложила, казалось бы, простую и гуманную меру: сделать поездки на такси бесплатными для беременных женщин по всей России.
Идея благородная, подкрепленная напоминанием о поручении президента искать новые способы повышения качества такси для семей с детьми и вроде бы логичным доводом: поддержку нужно начинать, когда женщина еще только готовится стать матерью. Беременным действительно требуется повышенный комфорт в поездках. Общественный транспорт, особенно в часы пик, — это испытание даже для здорового человека: давка, духота, риск инфекций. А большой живот и отеки создают дополнительные трудности. Такси кажется идеальным решением: комфортно, быстро, безопасно. И если сделать его бесплатным, это снимет часть финансовой нагрузки с семьи, а также упростит заботу о здоровье матери и будущего ребенка. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Самый главный вопрос, который немедленно возникает в отношении инициатив, предполагающих предоставление льгот: «А кто, собственно, за это будет платить?» Водители не станут работать за идею, бензин тоже стоит денег. Кто-то должен будет компенсировать стоимость этих поездок службам такси. Вариантов здесь не так много, и каждый из них имеет свои подводные камни. Вариант первый и самый очевидный — госбюджет. Выглядит как прямое проявление государственной заботы. Теоретически позволяет контролировать расходование средств. Но минусов гораздо больше, и они существенны. Давайте для начала прикинем масштабы расходов. В России ежегодно насчитывается около 1,5-2 млн беременных женщин. Даже если предположить, что каждая из них в месяц совершает всего 5-10 поездок (врачи, анализы, больница) средней стоимостью 300-500 рублей, выходят десятки, а то и сотни миллиардов рублей в год. Найдутся ли такие деньги в бюджете без ущерба для других социальных статей или необходимости повышения налогов? Дальше. Как технически реализовать эту систему? Как подтвердить статус «беременной»? Нужна будет какая-то привязка к медицинским справкам, данным Минздрава. Как отслеживать количество поездок на человека, чтобы избежать злоупотреблений? Не потребуется ли создание новой бюрократической структуры для управления этим процессом? Готовы ли таксопарки и агрегаторы работать по этой схеме? Не будет ли задержек и проблем с оплатой, что может отбить у водителей желание брать «льготных» пассажиров? Вариант второй — возложить расходы на таксопарки — самый нереалистичный и вредный для рынка. Ни один бизнес не сможет работать, если его обяжут предоставлять услуги бесплатно в таких масштабах. Это убьет легальный рынок такси или приведет к резкому сокращению предложения и росту цен для всех остальных пассажиров. Такси и без этого сейчас оказалось под диким прессингом со стороны государства. И почему именно таксисты должны нести эту социальную нагрузку, а, скажем, не магазины детских товаров или производители колясок? Вариант третий — смешанная модель (частичное субсидирование из бюджета, налоговые льготы для участвующих в программе таксопарков, социальная ответственность крупного бизнеса, связанного с материнством и детством, и т. п.) — все равно упирается в поиск и аккумуляцию значительных средств. Требует сложной координации между государством, бизнесом и социальными службами. Что имеем в сухом остатке? Депутатская инициатива, безусловно, возникла из желания реально помочь будущим мамам. И сама идея сделать транспорт доступнее и комфортнее для этой уязвимой категории граждан заслуживает внимания. Однако предложенный механизм — «бесплатное такси» в масштабах всей страны — сталкивается с колоссальной проблемой финансирования и реализации. Возникают вопросы о распределении социальной нагрузки, о реалистичности предложений, о том, готовы ли мы как общество нести такие масштабные расходы — и если да, то из каких источников. Поэтому пока предложение Лантратовой выглядит скорее как попытка привлечь внимание к проблеме, чем как реализуемый план. Николай Яременко, главный редактор МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Тэги: |