МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ
2025-07-16-10-05-43
«Ускоренное» школьное образование может только усугубить проблемы на рынке труда.

Бесплатное такси для беременных: прекрасная утопическая идея

Автор: Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ   
21.05.2025 18:12

Инициативы, направленные на поддержку семьи и повышение рождаемости, часто становятся резонансными. На днях депутатка Яна Лантратова предложила, казалось бы, простую и гуманную меру: сделать поездки на такси бесплатными для беременных женщин по всей России.

Кто оплатит комфорт будущих мам?

-

Идея благородная, подкрепленная напоминанием о поручении президента искать новые способы повышения качества такси для семей с детьми и вроде бы логичным доводом: поддержку нужно начинать, когда женщина еще только готовится стать матерью.

Беременным действительно требуется повышенный комфорт в поездках. Общественный транспорт, особенно в часы пик, — это испытание даже для здорового человека: давка, духота, риск инфекций. А большой живот и отеки создают дополнительные трудности. Такси кажется идеальным решением: комфортно, быстро, безопасно. И если сделать его бесплатным, это снимет часть финансовой нагрузки с семьи, а также упростит заботу о здоровье матери и будущего ребенка.

Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Самый главный вопрос, который немедленно возникает в отношении инициатив, предполагающих предоставление льгот: «А кто, собственно, за это будет платить?» Водители не станут работать за идею, бензин тоже стоит денег. Кто-то должен будет компенсировать стоимость этих поездок службам такси. Вариантов здесь не так много, и каждый из них имеет свои подводные камни.

Вариант первый и самый очевидный — госбюджет. Выглядит как прямое проявление государственной заботы. Теоретически позволяет контролировать расходование средств. Но минусов гораздо больше, и они существенны.

Давайте для начала прикинем масштабы расходов. В России ежегодно насчитывается около 1,5-2 млн беременных женщин. Даже если предположить, что каждая из них в месяц совершает всего 5-10 поездок (врачи, анализы, больница) средней стоимостью 300-500 рублей, выходят десятки, а то и сотни миллиардов рублей в год. Найдутся ли такие деньги в бюджете без ущерба для других социальных статей или необходимости повышения налогов?

Дальше. Как технически реализовать эту систему? Как подтвердить статус «беременной»? Нужна будет какая-то привязка к медицинским справкам, данным Минздрава. Как отслеживать количество поездок на человека, чтобы избежать злоупотреблений? Не потребуется ли создание новой бюрократической структуры для управления этим процессом? Готовы ли таксопарки и агрегаторы работать по этой схеме? Не будет ли задержек и проблем с оплатой, что может отбить у водителей желание брать «льготных» пассажиров?

Вариант второй — возложить расходы на таксопарки — самый нереалистичный и вредный для рынка. Ни один бизнес не сможет работать, если его обяжут предоставлять услуги бесплатно в таких масштабах. Это убьет легальный рынок такси или приведет к резкому сокращению предложения и росту цен для всех остальных пассажиров. Такси и без этого сейчас оказалось под диким прессингом со стороны государства. И почему именно таксисты должны нести эту социальную нагрузку, а, скажем, не магазины детских товаров или производители колясок?

Вариант третий — смешанная модель (частичное субсидирование из бюджета, налоговые льготы для участвующих в программе таксопарков, социальная ответственность крупного бизнеса, связанного с материнством и детством, и т. п.) — все равно упирается в поиск и аккумуляцию значительных средств. Требует сложной координации между государством, бизнесом и социальными службами.

Что имеем в сухом остатке? Депутатская инициатива, безусловно, возникла из желания реально помочь будущим мамам. И сама идея сделать транспорт доступнее и комфортнее для этой уязвимой категории граждан заслуживает внимания. Однако предложенный механизм — «бесплатное такси» в масштабах всей страны — сталкивается с колоссальной проблемой финансирования и реализации. Возникают вопросы о распределении социальной нагрузки, о реалистичности предложений, о том, готовы ли мы как общество нести такие масштабные расходы — и если да, то из каких источников.

Поэтому пока предложение Лантратовой выглядит скорее как попытка привлечь внимание к проблеме, чем как реализуемый план.

Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-06-17-22-05-11
Мир за последние десятилетия сильно изменился.
2025-06-26-10-15-48
Понятно, что безусловной победы нет. Формулировка Дональда Трампа о «безоговорочной капитуляции», заимствованная из истории совсем другой войны, в данном случае неактуальна.
2025-06-17-22-07-35
В 1979 году иранские революционеры (среди которых были и погибшие военные) сами обезглавили армию своей страны, причем еще сильнее, чем даже в России 1917 года.
2025-06-17-00-28-45
По данным HH.ru, число активных вакансий в мае 2025 года оказалось на 25% ниже, чем годом ранее. Это свидетельствует о том, что компании приостанавливают набор сотрудников и отказываются от планов расширения бизнеса.
2025-07-02-22-34-20
Депутат Госдумы Виталий Валентинович Милонов снова порадовал нас своим уникальным взглядом на мир, в котором, кажется, нет места для скуки или банальности.

 

Экономический кризис. Новости и аналитика

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
-10-
В этом году в России наблюдается увеличение числа международных поездок от 15% до 25% в зависимости от направления. Об этом заявил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.
2025-07-16-10-05-43
«Ускоренное» школьное образование может только усугубить проблемы на рынке труда.
-c-
Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил новую форму закрепощения выпускников — указывать в дипломе только разрешенные специальности.
2025-07-16-01-19-51
Ключевая ставка — это не просто цифра от ЦБ, это цена денег. И когда она на уровне 20%, как сейчас в России, стоимость обслуживания долга резко возрастает.
2025-07-15-10-24-10
Угольная промышленность России столкнулась с масштабным кризисом — убытки растут, цены на экспорт падают, а склады переполнены. На грани остановки находятся десятки предприятий, предупредили в Минэнерго.
-50-
Президент США все еще уверен, что Москву и Киев можно помирить угрозами санкций.
2025-07-15-10-16-55
Монетизация эмпатии на минималках — это гениальное изобретение, которое одновременно является и приметой времени, и тревожным сигналом о том, что может ждать человечество в будущем.
2025-07-15-09-59-01
Ректор ИРНИТУ Михаил Корняков и председатель Байкальского банка Сбербанка Рушан Сахбиев обсудили перспективы сотрудничества.