«Приятные мелочи» от Путина: к чему бы это? Да все к тому же… |
Автор: Дмитрий Ремизов, rosbalt.ru |
25.06.2020 08:58 |
Новые предложения главы государства не приведут к кардинальным переменам в России, считают эксперты. Похоже, все это нужно лишь ради принятия поправок в Конституцию.
Президент РФ накануне выступил с очередным обращением к россиянам. В частности, он пообещал выплаты дополнительных пособий на детей в июле, сохранить повышенные выпплаты безработным еще на два месяца, ввести налог на доходы свыше 5 млн рублей в год, расширить возможность получения льготной ставки по ипотеке, ввести налоговый режим для самозанятых во всех регионах, снизить налог на прибыль для IT-компаний и т.д. Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:«Обращение Владимира Путина 23 июня можно назвать «левопопулистским». Думаю, все оно связано с голосованием – это некая реклама даже не самих поправок Конституции, сколько необходимости идти за них голосовать. Это – некий драйвер для того, чтобы люди пришли на участки. Очевидно, что мнение по поправкам уже сформировалось: кто-то «за», кто-то «против», но вопрос в мобилизации, потому что многие из тех, кто «за», считают, что и так все за них решат, поэтому идти не хотят. Поскольку власти нужно, чтобы люди пришли – чтобы хотя бы визуально на участках было много народу – то, соответственно, Путин рекламирует «жизнь после поправок» своим ярким «повелением». В принципе, вроде, никаких новостей и нет. Даже шумная «распаковка» плоской шкалы налогов совсем чуть-чуть кусает средний класс, который зарабатывает больше означенной суммы в 5 млн рублей. Эта мера не сильно трогает наших миллиардеров, и – что самое главное – не снижает бремя нагрузки на бедных. Бедные так и останутся бедными – для них никакой налог не снизят. Ну, и выплаты по 10 тысяч на ребенка тяжело назвать прорывными. Может, они помогут кому-то поддержать штаны еще месяц, но родителям, потерявшим работу, это не поможет ее найти. Но все вместе это создает иллюзию того, что Путин – это такой волшебник в голубом вертолете, что-то раздает, и в целом жизнь налаживается. Поэтому на все это можно реагировать, действительно, как на популистский жест: идите и голосуйте за поправки, дальше государство о вас позаботится». Андрей Нечаев, экс-министр экономики РФ, доктор экономических наук:«На мой взгляд, в обращении Владимира Путина кардинальных поворотов мы не увидели. Есть одно символическое, но по-своему знаковое предложение – это увеличить ставку подоходного налога для высокооплачиваемых категорий работников. Сама по себе мера – вот эти 2% от 5 миллионов, которые, по оценкам Путина, дадут 60 млрд рублей дополнительного дохода – символическая. Но президент как бы открывает дискуссию о введении прогрессивного налога в более серьезных масштабах. А дальше там начинается уже чистая пропаганда по их использованию на больных детей с особо тяжелыми заболеваниями и дорогостоящим лечением. Не очень понятно, как это согласуется с тем, что этот налог идет в региональные и муниципальные бюджеты, которые используют средства по собственному усмотрению и в соответствии с собственными бюджетными процедурами. Туда больные дети могут и не попасть, тем более, что это не совсем ответственность муниципальных органов власти. Здесь явно какая-то натяжка. Но важнее другое: после многих лет дискуссий вокруг прогрессивного налога президент все-таки дает старт возможности его увеличения. Ну, и «революционная» мера, хотя достаточно частная – это особый режим льготного налогообложения IT-компаний, что можно только приветствовать. Больше ничего особо «прорывного» я там не увидел». Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, доктор экономических наук:«Говорить о поворотах в экономической политике нельзя – такого не было в словах президента РФ. Провозглашены серьезные, знаковые вещи. Но не повороты. Безусловно, когда после стольких лет отсутствия прогрессивной шкалы налогообложения она у нас фактически вводится – это серьезно. На мой взгляд, эта мера более серьезная – если ранжировать – по сравнению с тем, что предусмотрено для IT-отрасли, и уж явно более серьезная по сравнению с тем, что выделяется по 10 тысяч на каждого ребенка до 16 лет. Это приоритет одной из отраслей, это мера помощи – и все. А вот прогрессивная шкала – это серьезная, принципиальная новация по теме налогообложения. Но это не поворот в экономической политике. Это меры экономической политики конъюнктурного характера, продиктованные тем, что надо что-то сделать – во всяком случае две из них, – что бы очень понравилось перед голосованием по поправкам в Конституцию. Безусловно, прогрессивное налогообложение большинству понравится. Вопрос - почему? Понравится это потому, что люди у нас бедные, можно сказать в большинстве – небогатый народ. Ему понравится, когда богатых обложат дополнительным налогом или с них будут взимать налог по повышенной ставке. Поэтому, безусловно, электорально это очень выгодный шаг, который и был сделан, странным образом, за несколько дней до голосования. Точно так же раздача по 10 тыс. рублей сейчас – это тоже продиктовано голосованием. А вот серьезные налоговые поблажки IT-отрасли – это из разряда попыток найти такое звено, ухватившись за которое, по-ленински выражаясь, можно вытянуть всю цепь. Вот если найти что-то такое-этакое, то тогда все попрет вперед… Ну, вот вроде как IT-отрасль – это же что-то современное, ну, давайте там попробуем… Это именно попытка за счет чего-то конкретного придать импульс развитию экономики». Никита Масленников, советник Института современного развития (ИНСОР):«Первое, что я хотел бы отметить – президент четко высказался по поводу того, как решать «проблему 1 июля». Она заключается в том, что многие меры господдержки были заложены со сроком до конца первого полугодия. А дальше возникает вопрос – что продлевать, в какой мере, каким образом, и надо ли вообще это делать или какие-то дополнительные меры нужно предпринимать. Вчерашнее выступление президента целиком и полностью попадает в этот контекст. Это, прежде всего, связано с проблемой выплат на детей, помощи потерявшим работу и т. д. Здесь президент четко высказался, что именно требует продолжения за пределами 1 июля. Дальше есть целый ряд мер, которые заставили задуматься о том, что здесь могут быть поставлены если не точки в решении каких-то вопросов, то, по крайней мере, многоточия. Одно из них – это облегчение налогового регулирования владельцев контролируемых иностранных компаний. Это действительно важный стимул для того, чтобы капиталы возвращались в РФ и работали здесь на нашу экономику. Эти дополнительные меры могут подвести в определенной мере итог бесконечным спорам и дискуссиям по поводу того, что у нас происходит с так называемой деофшоризацией, насколько она комфортна для бизнеса, насколько обременительна и т. п. Принцип, который заявлен – заплати 5 млн рублей и спи спокойно – понятен для бизнеса. Также многоточие поставлено в дискуссии по переходу к прогрессивной шкале налогообложения. Хотя многие мои коллеги уже выступили с некими паническими заявлениями, что президент провозгласил переход к прогрессивной шкале и отход от плоской, но, я думаю, что это некая избыточная торопливость. Речь идет о продолжении идеи облагать приросты повышенной ставкой. Некоторое время назад было объявлено, что с 2021 года действует ставка в 13% на прирост вкладов. Мы видим продолжение этой идеи, потому что рост с 13% до 15% повышает налогообложение только этой дельты, которая свыше 5 млн рублей в годовом выражении. Здесь президент поставил точку над многими дискуссионными предложениями. Напомню, что одно из них накануне было: облагать ставкой в 15% все зарплаты, которые начинается с годового объема в 2-3 млн рублей. Это, по сути, затронуло бы весь «верхний средний класс». Очевидно, что в этом году уже никаких идей по поводу снижения налогов для определенных категорий населения, для малоимущих, не будет, потому что это означало бы резкое сокращение доходной базы бюджетов субъектов федерации. Конечно, это не окончательная точка в дискуссиях по поводу налоговой системы, но некое многоточие. Видимо, в последующие годы, по мере перестройки всей налоговой системы, будем еще возвращаться и к идее «прогрессии», но пока будет вот так. Это важно, потому что позволяет и экспертному сообществу, и политическому дискурсу, и правительству не отвлекаться на эти, проталкиваемые очень часто с популистскими целями, идеи, а сосредоточиться на других вещах». МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |