"Локальные сбои сотрясают систему". Усть-илимские уроки для федеральной политики |
Автор: Александр Желенин, Rosbalt.ru |
27.03.2019 08:27 |
На выборах мэра сибирского Усть-Илимска сенсационно победила 28-летняя домохозяйка Анна Щекина, которую до этого никто из политологов всерьез не рассматривал как конкурента кандидату на этот пост от «Единой России» Сергею Зайцеву.
-
Это уже далеко не первое «потрясение устоев» за последние полгода. У партии власти осечки случаются не только на совсем местном уровне, как, например, в 19-тысячном поселке Разумное в Белгородской области, где минувшей осенью победил кандидат от КПРФ, критиковавший губернатора этого региона, представителя «Единой России» Евгения Савченко, сидящего в своем кресле уже больше четверти века. Происходит это и на уровне субъектов Федерации — все помнят, как единороссы столкнулись с большими проблемами в ходе губернаторских выборов на Дальнем Востоке, в Хакасии, Владимирской области. А совсем недавно в Якутии прошли массовые акции протеста, впрочем, уже по другому поводу — там накалились антимигрантские страсти. Однако многие наблюдатели справедливо полагают, что это лишь та тема, через которую в данном случае на поверхность выплеснулось общее недовольство граждан их ухудшающимся социальным и экономическим положением. Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос, являются ли эти случаи свидетельством набирающей силу общей тенденции, или выстраивать их в общую цепь все же не следует.
«Для того чтобы протестные настроения трансформировались во что-то более материальное, в какие-то конкретные результаты, нужны дополнительные аргументы», — считает политолог. В случае с Усть-Илимском, поясняет Макаркин, мы видим, что там на выборах мэра «избирательные бюллетени практически полностью «очищены». В них остались две домохозяйки, одна женщина-продавец и кандидат от «Единой России». Получилась конструкция, казалось бы, полностью исключающая победу кого-либо из технических кандидатов». Однако, продолжает эксперт, после того, как до выборов мэра в Усть-Илимске не был допущен известный местный политик, депутат заксобрания Иркутской области Анатолий Дубас, последний поддержал домохозяйку Анну Щекину, выдвинутую на выборы от ЛДПР. На выборах городского головы 28-летняя Щекина набрала около 44% голосов местных избирателей, а председатель городской думы Сергей Зацепин, выдвинутый «Единой Россией» получил лишь 37,3% голосов. «В общем, протест растет, увеличивается, но трансформируется он в конкретный результат тогда, когда добавляются какие-то дополнительные осложняющие факторы», — убежден Макаркин. В целом же, считает он, можно говорить о набирающей силу тенденции, поскольку подобных осложняющих факторов много. «Где-то моральный износ, где-то вот такая вот (как в Усть-Илимске) коалиция, где-то еще что-то, в общем, таких факторов много и в условиях растущего протеста они работают все более эффективно», — сказал Макаркин.
Калачев говорит, что это еще и «отражение той ситуации, в которой находятся региональные отделения партии власти, где, с одной стороны, говорят о необходимости обновления, о честных праймерис, об опоре на новых, репутационно безупречных, избираемых кандидатов, а на практике выдвигают заслуженных, маститых, зачастую непопулярных «нотаблей», которые имеют свои «скелеты в шкафу». Фактически, считает Калачев, через такое голосование, как в Усть-Илимске, избиратели выражают свой протест. В нынешней России, напоминает он, есть два способа выразить свое недовольство властью. Первый, опасный, — пойти на митинг к «тому же Навальному», где вас «повяжут», оштрафуют и выдадут «черный билет» от властей. Второй, безопасный способ, — «достать фигу из кармана на избирательном участке». Таким образом, говорит политтехнолог, «выборы снова становятся инструментом канализации протеста, люди поняли, что от их голоса что-то зависит».
Орешкин убежден, что результаты выборов в Усть-Илимске — это одно из проявлений протеста, просто «в крупных городах он выражается в большей степени в том, что люди просто не приходят на выборы, а в провинции возникают такие вот скандалы. Это такая медленная, давно предсказанная тенденция к деградации, являющаяся естественным следствием уничтожения правового государства». |