Госдума заложила обширную базу для борьбы с «врагами народа» |
Автор: Елена Земскова, rosbalt.ru |
25.12.2020 18:33 |
Итоги осенней сессии Госдумы наглядно показывают, что власть в России собралась на смерть биться с атакующей ее стаей «черных лебедей».
Депутаты Госдумы разошлись на новогодние каникулы, оставив избирателям «под елочкой» жирную свинью. Речь о принятом под самый занавес осенней сессии обширном пакете запретительных законов, подробнее о котором речь пойдет ниже. А ведь как многообещающе начинался уходящий год! Депутаты были настроены на «прорыв и новые победы». Но потом случились ковид, обвал рубля, мощные протесты в Хабаровске и соседней Белоруссии, и, наконец, история с отравлением Алексея Навального, которая еще неизвестно чем закончится. На фоне этих событий, как казалось, поблекла даже эпопея с отставкой и назначением нового правительства, произошедшая 15 января, сразу же после исторического послания Владимира Путина, и последовавшая за этим правка Конституции, затеянная лишь с одной целью — «обнулить» президентские сроки действующего главы государства. Весь год депутаты работали засучив рукава. Несмотря на пандемию, напринимали законов больше, чем в прошлом году — 553 против 530. И, как бы то ни было, основные усилия народных избранников все же оказались сосредоточены на перекройке политической системы в связи с принятием новых изменений в Конституцию. Страну активно готовят к избирательному циклу 2021–2024 годов, по итогам которого у «Единой России» в Госдуме в идеале должно сохраниться конституционное большинство, а Путин, если захочет, сможет остаться президентом еще на два срока. Пока депутаты старательно укрепляли систему, а по сути, законодательно оформляли сложившуюся на практике суперпрезидентскую модель власти, в Хабаровске начались масштабные протесты, спровоцированные арестом губернатора Сергея Фургала. Власти решили демонстрации не подавлять, а дождаться, пока они выдохнутся. И, в общем, это оказался верный расчет. Но уже в августе грянули события в Белоруссии, а еще через пару недель разразился громкий международный скандал вокруг отравления Навального. В ноябре на президентских выборах в США Джо Байден одолел Дональда Трампа, в дополнение ко всему в разных частях постсоветского пространства заполыхали «пожары» — тут и война в Карабахе, и победа на президентских выборах в Молдавии демонстративно прозападной Майи Санду. В общем, целая стая «черных лебедей». Российская политическая система расценила происходящее как серьезную внешнюю угрозу, на мгновение сжалась, а потом пошла вразнос. «На войне как на войне», — похоже, решили в Кремле. И законодательный «бешеный принтер» снова включился на полную мощь. Примерно с середины ноября в Госдуму пачками начали поступать драконовские законопроекты, а уже в конце декабря депутаты проштамповали львиную долю из них — некоторые всего за два дня. Был даже такой эпизод, когда на внесение поправок к одному из законопроектов ко второму чтению депутатам дали всего 24 минуты (хотя стандартный срок 30 дней). Перечислять все принятые законы вместе с запретами и наказаниями не хватит строк. Достаточно сказать, что в целом они направлены на борьбу с «иностранным вмешательством» — так, как его понимают наши власти предержащие. При этом проводниками интересов коллективного Запада внутри страны (естественно, враждебных) в Кремле и его окрестностях считают, в первую очередь, сторонников Алексея Навального. И, надо заметить, основания для этого есть — «навальнисты» сами не скрывают своих симпатий к Западу, а в качестве первоочередного условия для построения «прекрасной России будущего» называют уход Путина. Так что конструктивной оппозицией в понимании российских властей, то есть теми, с кем можно сесть за стол переговоров, их точно не назовешь. Именно сторонники Навального, а также любые прозападные организации, работающие в России и хоть как-то участвующие в политической или общественной деятельности, рискуют уже в скором времени пополнить списки «иностранных агентов». К слову, депутаты разделили агентов на многочисленные виды — НКО-иноагенты, общественные объединения-иноагенты, иностранные СМИ-иноагенты, физлица-иноагенты и т. д. Всем им решено чинить всяческие препятствия, чтобы заметно осложнить жизнь в России. Но формальное право избираться в депутаты для «агентов», как и аффилированных с ними лиц, пока никто не отменял. Другое дело, что оно останется скорее на бумаге, а если не допущенные к выборам иноагенты вдруг начнут протестовать, то здесь власть и вынет из кармана одобренные в предновогодней суматохе депутатами многочисленные запреты и ограничения. Это касается и правил организации и проведения митингов, и возросших в несколько раз штрафов за неповиновение полиции, и ограничений доступа к соцсетям, и т. д. Другими словами, власти решили обложить прозападную оппозицию в России красными флажками, как волков. Лишь бы не допустить развития событий по «белорусскому сценарию». Желание системы защититься понятно, оно объясняет предпринимаемые усилия с целью избавиться от нежелательных игроков. Но есть пара моментов, которые рискуют свести такие действия на нет. Во-первых, социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Грубо говоря, людям сейчас не до высоких материй, вроде отстаивания идеалов пресловутой «суверенной демократии». В лучшем случае граждане, измученные кризисом и ковидом, просто проигнорируют развернувшуюся в стране охоту на несогласных. В худшем же разозлятся и воспримут дальнейшее ограничение политических свобод и прав как желание властей заставить всех и дальше «молчать в масочку», сидя в самоизоляции. То здесь, то там уже можно услышать: «лучше бы депутаты с таким же рвением повышали благосостояние людей». Кроме того, очень многие уже осознали, что, борясь с так называемым «иностранными агентами», власти, мягко говоря, лицемерят. Не хотелось бы напоминать выражение про крестик и трусы. Но, мотивируя очередную порцию запретов стремлением не допустить развал страны, они своими действиями его как раз и приближают. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |