«Сдержанный оптимизм в одной лодке с Путиным» |
Автор: Кс. Мищенко, по инф. Телеинформа |
13.11.2015 12:36 |
Сегодня в Заксобрании Иркутской области должен официально начаться процесс утверждения регионального бюджета-2016, документ вносится на обсуждение депутатов. Но, собственно, если и предстоят дискуссии — то сугубо по поводу перераспределения трат между отдельными социальными программами. Правительство нового губернатора Сергея Левченко уже расставило “точки над i”: финансовое наследство досталось тяжелое (причем, сами же депутаты разделяют ответственность за курс предшественника Сергея Георгиевича), нужна тотальная оптимизация, надежды на дополнительные доходы казны — есть, но обольщаться не надо… Короче, суровый "сдержанный оптимизм". В наследство правительству Иркутской области достался «глубокодефицитный бюджет и растущий государственный долг». Кассовый разрыв в бюджете на сегодняшний день составляет около 5 млрд. рублей. Об этом Сергей Левченко заявил на заседании правительства региона 12 ноября. – Кроме того, в области за последнее время ряд крупных предприятий накопил большой долг по налоговым платежам. По зарплате общий долг около 200 миллионов, по налогам отдельные предприятия имеют недоимки по 50-60 миллионов, – фиксирует ситуацию глава региона. Губернатор считает, что «необходимо эффективно использовать каждый бюджетный рубль, полностью исключить попытки нажиться на областном бюджете» (надо полагать, это всего лишь намек на совсем уж откровенно коррупционные поползновения — ведь, вообще-то, попытки подрядчиков и поставщиков заработать прибыль на госпоставках совершенно естественны. И, несомненно, лоббисты в правительственных и депутатских кругах будут прилагать все усилия, чтобы доказать необходимость сохранения тех или иных бюджетных трат). Сергей Левченко также сообщил, что существует серьезный недостаток средств по многим важным социальным выплатам. Есть трудности с исполнением указов президента по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях. Семь муниципальных образований находятся в зоне риска по выполнению этого указа: это Иркутск и Иркутский район, Тулун, Зима, Шелеховский район, Слюдянский и Тайшетский районы. В 2015 году строительство 10 дошкольных учреждений не обеспечено должным финансированием. Левченко отметил, что существуют серьёзные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, в частности, из-за политики «заморозки» тарифов на коммунальные услуги (как уже известно, готовится их разморозка, что вряд ли понравится населению). – Эксперты пришли к выводу, что решение это было популистским и экономически необоснованным. Только в этом году на компенсацию выпадающих доходов необходимо более 700 миллионов рублей, а в следующем году – в два раза больше. Поэтому, мы вынуждены привлекать общественность, представителей ресурсоснабжающих организаций, энергетиков, чтобы найти выход из этой ситуации с наименьшими потерями для наших жителей, – подчеркнул губернатор. Особое внимание Сергей Левченко попросил обратить на «программы по продовольственной безопасности, импортозамещению»: – Мы понимаем, что живем в зоне рискованного земледелия. Нынешний год это подтвердил: 13 районов серьезно пострадали от засухи. Мы выделили около 25 млн. рублей из регионального бюджета, но этого недостаточно для того, чтобы сельхозпредприятия могли спокойно пережить эту зиму. (Как становится известно, как раз лоббисты аграрного сектора могут чувствовать себя в относительном комфорте: на прошедшем в Барнауле совещании прошло под руководством президентского полпреда Николая Рогожкина в Барнауле Сергей Георгиевич заявил о масштабной поддержке растениеводства и животноводства в регионе). Что касается поводов для «сдержанного оптимизма», то у Иркутской области есть резервы по наращиванию собственных доходов, считает губернатор. – На увеличении доходной части бюджета должно сказаться приведение в нормальный режим работы нашей Корпорации развития, которой после её создания в 2013 году было выделено два миллиарда рублей, и она все время существовала только за счет процентов по депозитным ставкам банков. Кроме этого, у нас есть немало инвестиционных предложений и российских, и зарубежных компаний. С теми налогоплательщиками, которые за последние два-три года резко снизили отчисления в областной и консолидированный бюджет, мы работаем в том плане, чтобы они выправили ситуацию, у них есть, на наш взгляд, такая возможность, – отметил Сергей Левченко. (Здесь пока неясно, разделяют ли этот взгляд, скажем, лесоэкспортеры, столкнувшиеся с растущим падением потребности Китая в традиционной продукции Приангарья… Впрочем, предпринимательскому сообществу нет нужды разжевывать сигнал губернатора: будет усилено давление со стороны налоговых органов — и от этого давления предстоит отбиваться). *** Что касается конечных параметров вносимого в ЗС бюджета-2016, то министр финансов Наталия Бояринова на заседании областного правительства сообщила: доходы планируются в объеме 101,5 млрд рублей, из них 86,7 млрд рублей – это налоговые и неналоговые доходы, расходы – 108,9 млрд рублей. Минфин подчеркивает: при формировании бюджета использовался «консервативный», то есть наиболее реалистичный вариант прогноза социально-экономического развития (СЭР) области. Расходы концентрировались на приоритетных направлениях СЭР, обеспечении социальной стабильности в регионе. Удельный вес расходов на социальную сферу в проекте бюджета составляет 73%. Так, на образование выделяется около 33 млрд рублей, на здравоохранение, физическую культуру и спорт больше 24 млрд рублей, на социальную поддержку населения почти 21 млрд рублей. Учитываются в бюджете и инвестиции в объеме 8,6 млрд рублей, в том числе на развитие базы социальной инфраструктуры. Межбюджетные трансферты на сбалансированность местных бюджетов предлагается утвердить в объеме 4,4 млрд рублей. Ожидается, что будет продолжен и проект «Народные инициативы». Бюджет, как и прежде, сформирован по программно-целевому методу. На реализацию 17-ти государственных программ закладывается 108,4 млрд рублей, что составляет 99,6% всех расходов. На заседании областного Правительства рассматривались изменения во все госпрограммы. Обещано, что по ключевым из них в следующем году произойдет увеличение финансирования, в том числе по программам развития образования, здравоохранения, социальной поддержки населения. При всех этих параметрах дефицит бюджета составит 8,5%. По словам министра, данное превышение расходной части над доходной приемлемо с точки зрения поручения президента России об ограничении размера дефицита бюджетов субъектов РФ (дефицит областного бюджета 2015 года составляет 12,5%), а также соглашения с министерством финансов РФ о предоставлении Иркутской области кредитов из федерального бюджета при условии, что дефицит, предусмотренный главным финансовым законом региона не превысит 10% от суммы собственных доходов. ...И вот тут начинаются те риски, которые никаким «сдержанным оптимизмом» Сергея Левченко и его правительства не предусмотришь. Этот справедливо сдержанный оптимизм, в конечном счете, подстраховывается именно возможностью помощи федерального Центра, бюджет которого также обсуждается и вносится в Госдуму в эти дни. Просачивающиеся утечки информации о формировании главного документа страны (в частности, об обнаруженной Минфином РФ вероятной «дырке в триллион») говорят, что правительство России крайне неуверенно чувствует себя перед лицом будущего. Так что не исключено, что в ответ на напоминания из Иркутска о былых договоренностях — где-нибудь в середине следующего года — в Москве будут просто вынуждены развести руками. Находиться в одной лодке с всеобщим любимцем Владимиром Владимировичем Путиным и его геополитическими фантазиями — почетная, но немного нервная судьба. |