Областные аудиторы фиксируют: отток жителей из сел Приангарья не удалось остановить, несмотря на областную целевую программу «Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года». Причины – недостаточное финансирование программы и неэффективное расходование средств. Вывод Контрольно-счетной палаты Иркутской области: программа не выполнена. Об этом стало известно на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области.
Программа предполагала строительство школ и больниц в сельской местности, улучшение жилищных условий для молодых семей и специалистов. Так, например, первоначальная редакция программы (от 4 октября 2006 года) предполагала её финансирование в размере 1813,55 млн. руб.. В 2007 году объём финансирования был увеличен в 2,3 раза, а в 2009 году сокращен до 1531,145 млн. руб., т.е. стал меньше первоначального. Всего по программе улучшили жилищное положение 1137 сельских жителей Приангарья, но это всего лишь 6% от общего числа нуждающихся.
– Кроме того, не все нуждающиеся поставлены на учет в органах местного самоуправления, – сообщила аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Елена Тарасова, проводившая аудиторскую проверку программы.
По словам аудитора, в очередь нуждающихся ставят главы районов, они же определяют, кто именно нуждается в улучшении жилищных условий. КСП выявила факты постановки на учет без пакета соответствующих документов. Елена Тарасова отметила, что за финансовые и иные злоупотребления при исполнении программы в 2010 году был заведен ряд уголовных дел.
В ответ на вопрос председателя комиссии Тимура Сагдеева, кто отвечает за неисполнение программы, аудитор отметила и отсутствие в программе ясных целей и задач. На деле получилось, что координатором программы определено министерство сельского хозяйства, но конкретно работали восемь главных распорядителей бюджетных средств (министерства, курирующие соответствующие отрасли) и органы местного самоуправления муниципальных образований. Минсельхоз же не имеет права каким-либо образом влиять на исполнение программы другими ведомствами. Таким образом, ответственности за неисполнение программы никто не несет.
Контрольно-счётная палата проверила финансовых средств и имущества на сумму 247,770 млн. рублей. При этом выявлено нарушений законодательства на сумму 233,497 млн. рублей, в том числе использовано неэффективно 82,214 млн. рублей.
В целом в рамках ОГЦП «Социальное развитие села» предусматривалось строительство 25 объектов социальной инфраструктуры. Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные программой, обеспечивают ввод в эксплуатацию к 2011 году всего лишь 11 объектов, причем по трём – только первых пусковых комплексов. По 14 объектам (10 школам и четырем объектам здравоохранения) программные объемы финансирования не обеспечивали завершение работ по строительству не только в нормативные сроки (один-два года), но и вообще за время программы (четыре года). Из федерального бюджета привлечены средства на строительство лишь трех школ и четырех объектов здравоохранения.
Как отметила Елена Тарасова, нормативные сроки строительства практически по всем объектам истекли, при этом допускается неоправданное распыление средств. Таким образом, экономия средств, достигнутая с помощью аукционов, сведена на нет. Например, при остром дефиците средств на завершение уже начатых объектов начато строительство новых, а это удорожает строительство. В настоящий момент для корректировки проектов, по расчетам КСП области, необходимо более 70 млн. рублей.
Проверка показала, что 81,584 млн. руб. вложены в строительство трех объектов, которые не построены и продолжение их строительства по ряду причин под вопросом. Так, средняя школа села Харануты, в строительство которой с 2006 года вложено 62,534 млн. руб., не будет вводиться в эксплуатацию: село неперспективное, население не растёт, развитие села не предвидится. Бюджетные средства в сумме 19,050 млн. руб. направлены на возведение фундаментов двух новых школ в селах Тарнополь и Качуг. Готовность объектов не превышает 10% и продолжение строительства в ближайшее время не предусматривается. Как показал проверка КСП, деньги, потраченные на заливку фундамента на этих двух объектах, использованы неэффективно, поскольку уже сегодня фундаменты разрушаются. В будущем придётся будет тратить деньги не на строительство, а на демонтаж разрушенных фундаментов.
Например, осмотр объекта «школа в селе Тарнополь» показал, что там вырыт котлован, приобретены фундаментные блоки, часть из них установлена, часть навалом лежит рядом с котлованом. Соответственно фундамент не закончен, не испытан под нагрузкой, котлован осыпается, по существу, выполнены бросовые работы. Бюджету это обошлось в 9792,4 тыс. рублей.
Также произошло удорожание школы в селе Нерха Нижнеудинского района с 27 млн. рублей до 40 млн. рублей. Между тем, деревянный сруб и кровля у школы к 2010 году были уже готовы. По информации Управления капитального строительства области, одна из причин удорожания – стройматериалы в село завозят на вертолете. Тимур Сагдеев предложил завозить стройматериалы по зимнику.
Депутаты Законодательного собрания предложили ведомствам – исполнителям программы – устранить выявленные нарушения до следующей сессии, которая пройдет через неделю. |