Общественная палата Приангарья уверена, что превращение милиции в полицию повлечет миллиардные расходы из бюджета страны, позволит принимать на работу в полицию бывших заключённых, будет ущемлять права человека. И вообще федеральный законопроект «О полиции» не готов к принятию.
Как сообщает пресс-служба Общественной палаты, новый проект федерального закона «О полиции» был вынесен на обсуждение комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур, прошедшем в пятницу.
Как отметил председатель комиссии Сергей Босхолов, президент РФ решил кардинально изменить деятельность этого правоохранительного органа с помощью законопроекта «О полиции», призванного коренным образом изменить взаимоотношения общества и стражей правопорядка.
— Я считаю новый законопроект очередной неудачной идеей государства, пусть и смело сказано, – заявил член комиссии Виталий Курилов. – Замена терминов ничего не даст. Менталитет людей и методы работы сразу не изменить.
Кроме того, переименование повлечет за собой миллиардные затраты из бюджета страны на переоформление удостоверений, печатей, вывесок, нашивок, изменение образовательных программ в вузах и т.п.
— С юридической точки зрения некоторые пункты статей законопроекта сформулированы расплывчато, некорректно и неточно, противоречат другим законам и нормативно-правовым актам, – заметил эксперт комиссии Владимир Татарников. – Например, что касается такого положения, как формирование базы данных правонарушителей, то непонятно, кто в нее будет входить. Получается, что практически всех можно будет включить в эту базу, поскольку почти все допускают мелкие административные нарушения, такие, как «перейти дорогу на красный свет». Это уже называется ущемлением прав человека.
Далее, например, запрещено высказывать замечания и критиковать, в том числе в СМИ, правоохранительные органы. Фактически это означает, что нельзя будет совершенствовать их деятельность, продолжает Владимир Татарников.
При этом «предъявляются жесткие требования при отборе полицейских». Вместе с тем, могут принять на работу в полицию «лиц, в прошлом судимых». Юридически судимость может быть погашенной и непогашенной, такой формулировки как «в прошлом судимые», нет. Человек может быть осужден восемь лет назад, его судимость не погашена, но он же «в прошлом» осужден – может быть расценено и так.
— Я согласен с тем, что государству предстоят обременительные расходы, – добавил эксперт Гиви Габилаиа. – Хотя, возможно, переименование милиции в полицию будет удачным имиджевым ходом, вернет престиж сотрудникам правоохранительных органов. В Грузии давно существуют полицейские, и они всегда придут на помощь, а не приедут через два часа после сигнала с вопросом: «А где труп?»
Член комиссии Анатолий Капустенский обратил внимание на такой пункт, как «полицейский не должен совершать правонарушений». «Безусловно, это недопустимо в юридической практике. Более того, никто не должен совершать правонарушений», – уверен Анатолий Капустенский.
По мнению участников обсуждения, смена названий на качестве работы ведомства ничего не изменит, суть останется.
Как подытожил Сергей Босхолов, несмотря на позитивные моменты, в законопроекте много спорных пунктов и подводных камней. В том виде, в каком документ существует сейчас, он не готов к принятию и нуждается в существенной доработке. Важно не просто сменить название, а, главное, – сменить деятельность и психологию стражей порядка.
Справка Общественной палаты Иркутской области:
ФЗ «О полиции» должен вступить в силу в январе 2011 года. Название «полиция» утрачено для данного правоохранительного органа более 90 лет назад. Как цитируют федеральные СМИ президента РФ Дмитрия Медведева, «Переименование милиции в полицию – вещь смысловая. Это переход от советской системы к современной, честной и дееспособной. Никаких срочных мер по замене табличек, перекраске машин, как и спецбюджета, на это не будет. Здесь вопрос содержания, а не формы».
|