
Вопрос об изменении в Конституцию рассмотрели 29 сентября депутаты Народного Хурала (парламента) соседней Республики Бурятия. В частности, поправками предполагалось переименовать высшее должностное лицо республики из президента в главу. Принятие законопроекта, который широко обсуждался в республике в течение последнего месяца, вылился в бурное обсуждение на самом парламентском заседании. В итоге для принятия положительного решения голосов не хватило - даже несмотря на попытку переголосовать.
При первом голосовании за принятие документа проголосовало 36 человек, против – 4, четверо воздержались, 11 человек не голосовали. При этом, для принятия решения требовалось 44 голоса «за». Вопрос тут же был поставлен на переголосование, но и новая попытка ничего не дала. Необходимого количества согласных в зале не нашлось.
В итоге документ после длительного обсуждения было решено отправить на ноябрьскую сессию, предварительно создав рабочую группу и досконально обсудив вопрос со всех сторон.
Напомним, как сообщало ранее ИРА "Восток-Телеинформ", это вопрос – один из самых ожидаемых на этой сессии. Идею об унификации названий глав регионов выдвинул еще в начале этого года спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, в августе этого года вопрос о переименовании собственной должности озвучил президент Чечни Рамзан Кадыров. В итоге на сегодня в двух республиках названия глав уже сменились - в Чечне и Ингушетии. Кроме того, в конституциях республик Алтай, Калмыкия, Карелия, Коми, Мордовия, Северная Осетия - Алания должность высшего должностного лица имеет наименование "Глава республики", в конституциях республик Тыва и Хакасия - "Председатель Правительства".
При чем здесь Лужков или почему депутатам Бурятии не нравится идея про Главу
Вопрос об изменении в Конституцию рассмотрели сегодня, 29 сентября, депутаты Народного РБ. В частности, поправками предполагалось переименовать высшее должностное лицо республики из президента в главу. Принятие законопроекта, который широко обсуждался в республике в течение последнего месяца, вылился в бурное обсуждение на самом парламентском заседании. В итоге для принятия положительного решения голосов не хватило, даже, несмотря на попытку переголосовать.
Напомним, в России сейчас по инициативе спикера Госудмы Бориса Грызлова при поддержке президента РФ Дмитрия Медведева активно обсуждается вопрос о переименовании. А в некоторых республиках решение о смене названия высшего должностного лица даже принято. Так, в настоящее время в конституциях республик Алтай, Калмыкия, Карелия, Коми, Мордовия, Северная Осетия – Алания высшее должностное лицо именуется «главой республики», а в республиках Хакасия и Тыва – «председателем». Бурятия в этом плане не стала исключением: по инициативе нынешнего президента РБ Вячеслава Наговицына группа депутатов внесла в бурятский парламент законопроект о смене названия должности руководителя региона.
Полтора миллиона
Изначально против принятия законопроекта, как сообщал уже «Восток-Телеинформ», высказывался лидер бурятского регионального отделения КПРФ Вячеслав Мархаев: он свою позицию подтвердил и на сессии. Он отметил, что эта законодательная инициатива «не соответствует духу конституции» и что «право называть высшее должностное лицо – это право субъекта РФ».
- Нужно бережно относиться к основному закону, - развил свою мысль главный коммунист Бурятии, - ведь президент – это не просто высшее должностное лицо, он – гарант конституционных прав граждан». Затем он напомнил, что в стране и без того хватает проблем, и резюмировал: «Складывается впечатление, что либо нет понимания, либо это сознательный уход от проблем».
Его поддержал коллега по фракции Сергей Будажапов, поднявший вопрос о финансовой стороне вопроса:
- В законопроекте указано, что дополнительных финансовых вливаний не потребуется, что вопрос будет решен за счет внутренних резервов, - отметил Будажапов, - но я в этом сильно сомневаюсь. Только на то, чтобы привести все нормативные акты в соответствие с этим новым законопроектом, потребуется не менее полугода. И вообще, в армии есть такая поговорка: не спеши исполнять приказ, вдруг его отменят. Куда мы так торопимся? Может быть, нужно проявить выдержку?
В ответ на это представлявшая законопроект председатель комитета НХ РБ по госустройству Анна Скосырская отметила, что казне переименование обойдется в 1,5 млн рублей, но выделять дополнительные деньги не потребуется – сумма будет найдена и внутри администрации президента. Что касается «выдержки», то, отметила Анна Скосырская, законопроект внесли 26 депутатов, среди которых есть члены всех четырех парламентских фракций.
36 депутатов
Однако оппозиционные партии на этом не успокоились. Представитель «Справедливой России» Владимир Гейдебрехт, известный противник внесения каких-либо поправок в конституцию вообще, отметил, что вопрос не так прост, как кажется. И дело не только в том, отметил он, как называть главу региона, а в том, что «надо задуматься, что Бурятия из себя сегодня представляет», куда движется и «сможет ли и дальше оставаться республикой».
Не помог здесь даже призыв Вячеслава Наговицына (который, как известно, слово на парламентском заседании берет очень редко и только в крайних случаях) «не политизировать вопрос». «Этот не тот случай, - увещевал он депутатов, - где можно ломать копья и выяснять отношения с федеральным центром. Изменение названия ничего не ухудшает, никак не сказывается на экономической ситуации. Прошу вас поддержать законопроект». Попросил поддержки, а заодно и напомнил коллегам о партийной дисциплине единоросс Иван Калашников: «Фракция Единой России, - напомнил он, - как и другие фракции, рассмотрела законопроект и приняла решение поддержать. Прошу членов фракции иметь это в виду и голосовать в соответствии с принятым решением».
После всех споров было объявлено голосование. За принятие документа проголосовало 36 человек, против – 4, четверо воздержались, 11 человек не голосовали. При этом, стоит отметить, для принятия решения требовалось не менее 44 голосов «за». Оглашение итогов голосования сопровождалось редкими, но все же аплодисментами в зале. Вопрос тут же был поставлен на переголосование: депутаты проголосовали сначала за то, чтобы переголосовать по вопросу в принципе.
После этого была объявлена процедура переголосования. Впрочем, новая попытка ничего не дала, результаты остались почти теми же: необходимого количества согласных в зале все равно не нашлось. После оглашения новых результатов аплодисменты в зале повторились, а лидер ЛДПР Игорь Бобков поинтересовался у спикера, зачем он «оказывает давление на депутатов».
- Я веду сессию, а не давлю на депутатов, - парировал Матвей Гершевич и обратился в зал с вопросом: - Что будем делать?
Вопрос закономерный: ведь, как известно, законопроект, вынесенный на сессию и отклоненный, в следующий раз может быть рассмотрен не ранее, чем через год. Депутаты предложили перенести вопрос на следующую сессию и создать специальную рабочую группу.
За перенос на следующую сессию депутаты высказались большинством голосов. Очередная сессия состоится 2 ноября и, очевидно, там станет ясно, удалось ли заинтересованным лицам сгладить острые углы. А заодно и разобраться с партийной дисциплиной.
|