Иркутский мэр сделал Серому дому пристойное предложение о деньгах и земле |
Автор: По инф. Телеинформа |
07.11.2016 12:23 |
В конце октября мэр Иркутска Дмитрий Бердников внес на рассмотрение Законодательного собрания Приангарья ряд законопроектов, позволяющих, в случае их принятия, существенно пополнить муниципальную казну и сделать более эффективным распоряжение неразграниченными землями в черте города. Инициатива получила поддержку Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, Думы Иркутска и городской Общественной палаты. Теперь дело за депутатами Заксобрания, от позиции которых будет зависеть развитие областного центра на ближайшую перспективу. К слову, в городе разворачивается ряд масштабных проектов по реконструкции городской среды (в их числе «Иркутские кварталы»), и земельный вопрос для их реализации – один из важнейших. Напомним, Дмитрий Бердников предложил внести изменения в межбюджетные отношения – на 3% увеличить единые нормативы отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ. И уже с 1 января 2017 года передать в бюджеты городских округов единые нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также мэр предложил вернуть Иркутску право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время в городе практически не осталось земли в муниципальной собственности. В связи этим муниципалитет фактически не может самостоятельно планировать строительство соцобъектов. Минимущества Иркутской области при этом нередко отказывает городу в выделении участков. - На данном этапе, полномочия по управлению неразграниченными земельными участками должны быть переданы городу Иркутску, - считает вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Наталья Дикусарова. – Это необходимо, чтобы системно развивать город и обеспечивать интересы тех людей, которым предоставляются земельные участки в Иркутске. Комментируя инициативы Дмитрия Бердникова, вице-спикер отметила, что «с точки зрения законодательной перспективы здесь всё чётко и ровно»: - Проект закона внесён в соответствии с регламентом. Он подлежит рассмотрению в Законодательном собрании в установленном порядке. Сегодня мы ждём заключения регионального правительства по этому вопросу. Мое личное мнение: чем больше самостоятельных муниципальных образований в Иркутской области, тем нам проще и лучше развивать регион. Что касается законодательной инициативы мэра увеличить доходы городской казны за счёт поправок в распределении налоговых отчислений, то здесь у меня своя – философская - точка зрения. Сильные муниципалитеты являются основой сильного региона. Муниципалитетам нужно дать возможность получать дополнительные доходы самостоятельно, а не просить помощи у области. Кроме того, они сегодня обосновывают необходимость дополнительных отчислений по НДФЛ действительно объективными потерями доходов своего бюджета. Это беда не только Иркутска. Сегодня город Братск также обратился в Законодательное собрание с тем, что им нужна дополнительная финансовая помощь. Если мы их начнём выравнивать на одних и тех же условиях с районами и поселениями, то, это, наверное, будет неправильно. Поэтому законопроекты подлежат рассмотрению и обсуждению. Нужно чётко рассчитать и сбалансировать систему межбюджетных отношений с учетом поступивших законопроектов. Ситуация меняется. Последний раз мы серьезно меняли нормативы отчислений от налогов, когда передавали на областной уровень полномочия по здравоохранению. С тех пор прошло достаточно много времени. Появились новые аргументы в пользу пересмотра нормативов. При рассмотрении этих законопроектов надо обязательно учесть интересы и муниципальных районов. Профессиональный расчёт и принятие выверенного решения - залог нашего успеха. Думаю, что на нынешнем этапе времени и развития нам всё-таки нужно передать муниципальным образованиям Иркутской области дополнительные источники доходов. Депутаты Законодательного собрания еще при принятии бюджета 2016 года вышли с таким предложением к правительству области. Сегодня свою инициативу по этому вопросу нам направили и город Иркутск, и Ассоциация муниципальных образований Иркутской области. По мнению политолога, доцента кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергея Шмидта, муниципалитеты в нынешних условиях, как никогда, нуждаются в поддержке и укреплении: - Сразу скажу, что я поддерживаю и ту и другую инициативу. При этом, что касается налогообложения, я считаю, что это правильно в силу институциональной логики, а инициатива по земельным участкам правильна в силу ситуационной логики. Что касается институциональной логики, то это общая проблема для всех муниципалитетов: правовые возможности для управления есть, а собственных денег либо нет, либо их очень мало. Поэтому, с моей точки зрения, любое перераспределение налогов от области в пользу муниципалитетов — это абсолютно правильно, и правильно сразу по нескольким позициям. Во-первых — это способствует развитию и укреплению местного самоуправления, во-вторых, это будет способствовать ответственности местного самоуправления перед гражданами. Оно не сможет разводить руками и говорить, что у них «нет денег». Чем больше денег будет у муниципалитетов, тем больше граждане смогут требовать эффективного их использования. «Коронный» ответ на все претензии - «денег у нас нет, что с нас спрашивать». В-третьих, это послужит развитию гражданского правосознания, потому что голосовать за власть, у которой есть финансовые возможности для решения проблем — это интереснее, полезнее и разумнее.
А самое главное: чем больше своих денег будет у муниципалитетов, тем больше они смогут решить проблем - тех «низовых» проблем, от которых региональная власть, уже не говоря про федеральную, чертовски далека. Мы много говорим о том, что у нас в стране не развиты институты. Вот эта мера будет работать на развитие очень важного института — института самоуправления. По сути, это маленькая структурная реформа, которая важна и действительно имеет стратегическую перспективу. Что касается ситуационной логики, то, конечно, граждане заинтересованы в том, чтобы землями распоряжалась более грамотная и более сильная власть. Грамотность и сила власти в нашей стране сильно связаны с конкретными персоналиями. Нынешний персональный расклад политиков в Иркутской области таков, что иркутская мэрия является более сильным и более грамотным центром власти, нежели областная администрация. Хочу сразу подчеркнуть, что такая ситуация сложилась именно сейчас. Бывает всё наоборот. Сейчас, с моей точки зрения, большую эффективность управления показывает именно иркутская мэрия. У меня есть ощущение, что областная администрация по-прежнему знакомится с делами. Одного аргумента мэрии о невозможности нормального планирования градостроительной политики вполне достаточно, чтобы прислушаться к законодательным инициативам Дмитрия Бердникова. Директор Консалтингового агентства «Город», политолог Мария Минчева также считает, что если речь идет о крупных городах, то именно муниципальная власть должна распоряжаться неразграниченными землями: - Администрация города всегда лучше знает, какой участок на территории города подо что должен быть отдан, кому принадлежать, под какую застройку уходить и какой частью генплана являться. Пока губернатором был Сергей Ерощенко, насколько я понимаю, в Иркутской области наблюдалась попытка централизации власти, и, соответственно, перетягивания таких полномочий на областной уровень. Сергей Левченко, на мой взгляд, придерживается иных подходов и не станет препятствовать муниципалитетам в таких вопросах. Если у Дмитрия Бердникова получится вернуть право распоряжения землями, это принесёт Иркутску большой плюс. Потому что тот, кто этими полномочиями обладает, тот и определяет как градостроительную политику, так и потенциал развития города. Относительно налоговых инициатив Дмитрия Бердников, эксперт отмечает, что крайне важно сейчас дать муниципалитетам шанс на выживание – в пору экономического кризиса необходимо гибко подходить к потребностям территорий, и без корректировки межбюджетных отношений тут не обойтись: - Все прекрасно понимают, что в России наблюдаются кризисные явления, и сейчас эффективны те мэры и губернаторы, которые смогут свои бюджетные расходы сократить, а поступления увеличить. Соответственно, вытянуть города из долговых ям, или постараться их туда не столкнуть. Сейчас во многих субъектах РФ региональные бюджеты уже не в состоянии покрывать свою задолженность по коммерческим кредитам. Они перекредитовываются, накапливают долги. Растут и проценты по обслуживанию этих кредитов. Поэтому, чем больше поступает денег в бюджет города, чем эффективнее расходуются средства, тем больше возможностей не копить долги. Межбюджетные баталии – распространенный сюжет в нашей стране. Все мэры хотят из регионального бюджета больше, все губернаторы хотят для города меньше. Побеждает тот, у кого более крепкое лобби в Законодательном собрании и федеральном центре. Таким образом, в этом отношении хочу пожелать мэру Иркутска только удачи. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |