Бюджет Иркутска принят в сомнениях |
Автор: По инф. Телеинформа |
27.11.2014 14:32 |
Дума Иркутска приняла городской бюджет на следующий год и предстоящую трехлетку (напомним, накануне он прошел процедуру "одобрения общественностью"). Не обошлось без скандальчика: депутат Александр Якубовский высказал сомнения в полноте и достоверности предоставленных мэрией сведений по бюджетным доходам. В частности, это касается вопроса объема неналоговых поступлений от деятельности муниципальных унитарных предприятий города. Депутат предложил провести проверку деятельности горадминистрации. «Депутатский корпус скрупулезно рассматривал главный финансовый документ города, и результаты изучения никого не радуют. Сразу после внесения проекта мы отдали представителям администрации обширный список вопросов, которые возникли у большинства депутатов. Ответы на многие вопросы не получены до сих пор. Главное – вопрос достоверности формирования бюджетных доходов. Спрашивается, как и на основании каких документов устанавливается величина налоговых доходов, а также то, насколько точно отражены в документы поступления от неналоговых источников. Именно на объемах неналоговых доходов хочется остановиться подробнее», – подчеркнул Александр Якубовский. «В разделе есть строка, она обозначена как «Начисление в бюджет города части прибыли от деятельности МУПов». Это строка не попала под наше внимание. МУПов в городе создано более 20. Как пыталась объяснить нам администрация, муниципальные предприятия созданы не для извлечения прибыли, а для оказания населению тех услуг, которые неинтересно и нерентабельно оказывать бизнесу. С частью мы согласны. Такие МУПы, как Детская молочная кухня, «Здоровье» или комбинат питания, наверное, не могут работать прибыльно. Но у нас есть МУПы, частные аналоги которых прибыльно работают в бизнесе. Например, асфальто-бетонный завод, сдающее в аренду муниципальную собственность предприятие «Агора», наконец, Центральный рынок. Кроме того, есть МУПы, эффективность которых вызывает сомнения, в частности, «Иркутскавтодор» и «Горзеленхоз», – высказал свое мнение депутат. По его словам, все перечисленные унитарные предприятия, по скромным оценкам, могут приносить в бюджет города от 700 миллионов до 1,5 миллиардов рублей прибыли: «На самом же деле цифра прибыли от деятельности МУПов – всего 2 миллиона рублей. Ответы мэрии на вопрос, почему так произошло, расплывчаты и уклончивы. Мы слышим по неприбыльности банных предприятий и убыточности Горэлектротранса. Но ни разу не услышали, почему не прибыльны асфальто-бетонный завод или «Агора». Куда исчезает от них прибыль – замалчивается». Еще у Александра Якубовского вызывает сомнение ситуация с «Иркутскавтодором»: «Почему дорожное строительство прибыльно везде, но только не там. Видимо, существует какая-то иркутская дорожная аномалия, высасывающая деньги из бюджета и не приносящая прибыли в МУП. Напомню, что касается «Горзеленхоза», то недавно выяснилось, что 300 миллионов рублей, выделенные на озеленение и благоустройство города, расходовались неэффективно». Также депутат удивляется: «Не укладывается в голове, почему не приносит прибыль Центральный рынок. Это тот МУП, по которому мэр Виктор Кондрашов признал, что он может быть прибыльным. Это особый объект. Изначально предполагалось, что на нем можно будет купить товар по социальным ценам. Но на самом деле там все стоит так же, как в любом частном магазине. Тогда вопрос: если при низкой арендной плате продавцы получают большую маржу, то объект должен приносить прибыль и отчислять деньги в бюджет». Александр Якубовский пояснил: «В разделе «Доходы бюджета от получения платы за аренду муниципального имущества» мы видим в 2015 году минус 8 миллионов рублей – это выпадающие доходы от того, что город владеет таким объектом собственности, как Центральный рынок. То есть город не просто не получает доходов, но и теряет 8 миллионов рублей. Если раньше здание рынка арендовали и за это отчисляли в казну 8 миллионов, то сейчас – рынок на балансе МУПа, и бюджет отчислений не получает. По словам мэра, теперь вместо аренды платят налог на имущество, однако он скромно умолчал, что налог уплачивается в областной бюджет. Город от рынка не получает ничего». По словам Александра Якубовского, отсутствие прибыли Виктор Кондрашов объяснил тем, что рынок решил направить ее на модернизацию, в частности, на установку эскалаторов, и это в будущем даст еще большую прибыль: «Только мэр умолчал, что средства на модернизацию предполагается оставлять в ведении МУПа не только в 2015, но в 2016-2017 годах. Бюджет внесли на три года, и ни одной из доходных частей не упоминается про прибыли от модернизации рынка в пользу бюджета. Неужели в сложный период, когда нам не хватает денег на социальные объекты, установка эскалаторов на рынке важнее, чем исполнение доходной части бюджета? Такой подход к бюджету вполне законен, но неэтичен по отношению к горожанам». В свою очередь мэр Иркутска Виктор Кондрашов резюмировал: «Конечно, всегда хочется большего. В связи с этим с депутатами обсуждался вопрос, чтобы усилить деятельность МУПов, проверить некоторые из них в части отчислений прибыли в городскую казну. То есть сделать их работу более эффективной, чтобы они приносили прибыль в бюджет Иркутска. Единственное опасение – если увеличится прибыль МУПов, то это скажется на расходах населения. Потому что это повлечет увеличение, к примеру, платы за проезд в общественном транспорте, воду будут «отпускать» по более высоким ценам. Чтобы этого не произошло, администрация города предпринимала все усилия, чтобы МУПы не зарабатывали прибыль на населении, а работали с нулевой рентабельностью, оказывая социальные услуги. Сейчас, как видим, мнения разделились. Некоторые депутаты требуют, чтобы предприятия работали «в рынке» и приносили прибыль. Я уже дал поручения провести проверку всей финансовой деятельности наиболее стабильно работающих МУПов. На основании проверки будут делаться дальнейшие выводы: либо усиливать работу, чтобы МУПы были прибыльными, либо оставить их социально направленными». Виктор Кондрашов особо подчеркнул, что «муниципалитет – это не коммерческая организация, и он не должен зарабатывать деньги». Задача городской власти – грамотно распределить собранные налоги в интересах горожан, сообщает пресс-служба администрации города. Виктор Кондрашов высказал предположение, что прения при принятии бюджета вызваны тем, что для нового состава думы Иркутска это первый опыт рассмотрения и принятия основного финансового документа города. «Многие из депутатов по объективным причинам, к сожалению, пока еще не разбираются в сложном процессе формирования бюджета. Мы провели специальное обучение для нового состава думы, как формировать бюджет. Видимо не все хорошо выучили уроки», – прокомментировал Виктор Кондрашов. *** Что касается итогового бюджета, принятого депутатами, то доходы на следующий год установлены на уровне 13 миллиардов 435 миллионов рублей, расходы – 13 миллиардов 594 миллионов рублей. Дефицит составил 159 миллионов рублей. По словам председателя комитета по бюджетной политике и финансам Светланы Литвиновой, доходная часть бюджета в 2015 году немного снизится по сравнению с текущим годом – на 4 %. Это связано со снижением объема целевых безвозмездных поступлений в бюджет города. При этом поступления налоговых и неналоговых доходов планируются с ростом по сравнению с текущим годом. «При формировании расходной части бюджета учитывалась необходимость обеспечения сбалансированности бюджета города и сохранения муниципального долга на экономически безопасном уровне», – сказала Светлана Литвинова. В бюджете предусмотрены мероприятия по исполнению майских указов президента РФ по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы – учителям, работникам культуры, ликвидации очередности в детские сады и ликвидации аварийного жилищного фонда. Планируется, что затраты на социальную сферу составят 63 % общих расходов бюджета. Ранее на публичных слушаниях по бюджету, состоявшихся 25 ноября, председатель КСП Наталья Титова подчеркнула, что если сравнивать этот проект с утвержденными показателями текущего трехлетнего бюджета, то программные расходы 2015 года в общей сумме практически не изменились, но в них произошло существенное перераспределение средств. Это связано с тем, что сегодня одной из приоритетных задач является реализация указов президента. Что касается муниципального долга, то его величина допустима, она находится в пределах, установленных Бюджетным кодеком РФ. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |