Более 80 млн. рублей, выделенных на областную целевую программу «Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года» использованы неэффективно. Вообще Контрольно-счетная палата Иркутской области выявила нарушения законодательства при реализации программы на сумму 233,5 млн. рублей. По словам аудитора КСП области Елены Тарасовой, было проверено целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделенных в 2009 году и в первом квартале 2010 года.
ОГЦП «Социальное развитие села до 2010 года» реализуется с 2006 года. В программу шесть раз вносились изменения. Так, первоначальной редакцией программы объем финансирования предполагался в сумме 1,8 млрд. руб., затем в 2007 году он был увеличен в 2,3 раза, а в 2009 году сокращен до 1,5 млрд. руб. Координатор программы – министерство сельского хозяйства области, но ее реализацией занимаются министерства, курирующие соответствующие отрасли и органы местного самоуправления МО области, при этом КСП области отметила несогласованность действий по реализации программы.
Как сообщает пресс-служба КСП области, в 2009 году расходы на программу уточнялись четыре раза. В последней редакции закона расходы на реализацию ОГЦП составили 205,6 млн. руб. Как сообщила Елена Тарасова, министерство строительства Иркутской области в 2009 году направило 151,3 млн. руб. на строительство 12 объектов и на проектно-изыскательские работы по 15 объектам. Однако строительство 12 объектов не завершено. При этом остаточная стоимость на 1 января 2010 составила 1,74 млрд. руб., что превышает четырехлетний объем финансирования программы.
Проверка установила, что строительство школ в селах Хогот и Каменка начато без документа об отводе земельного участка. Цена госконтракта на строительство школы в селе Хохорск завышена на 630,5 тыс. рублей. Не строится центральная районная больница в поселке Еланцы, так как генеральный подрядчик, ООО «Лесна», с 2009 года обанкротился, при этом объект с 2009 периода не охранялся и лишь 1 марта 2010 года заключен договор с ООО «Стройсервис» на организацию безвозмездной охраны объекта.
В целом в рамках ОГЦП «Социальное развитие села» предусматривалось строительство 25 объектов социальной инфраструктуры. Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные программой, обеспечивают ввод в эксплуатацию к 2011 году всего лишь 11 объектов. По 14 объектам (10 школам и 4 объектам здравоохранения) программные объемы финансирования не обеспечивали завершение работ по строительству не только в нормативные сроки (1-2 года), но в период реализации программы (4 года). Из федерального бюджета привлечены средства на строительство лишь 3 школ и 4 объектов здравоохранения.
Как отметила Елена Тарасова, нормативные сроки строительства практически по всем объектам истекли, при этом допускается неоправданное «распыление» средств. Так, начато строительство новых объектов при наличии острого дефицита средств на завершение уже начатых объектов.
81,6 млн. руб. вложены в строительство трех объектов, которые не построены и продолжение их строительства по ряду причин под вопросом. Так, средняя школа села Харануты, в строительство которой с 2006 года вложено 62,5 млн. руб., не будет вводиться в эксплуатацию в связи с тем, что у села нет перспектив роста населения и развития. Бюджетные средства в сумме 19 млн. руб. направлены на возведение фундаментов двух новых школ в селах Тарнополь и Качуг. Готовность объектов не превышает 10%, и продолжение строительства в ближайший период не предусматривается.
Елена Тарасова отметила, что при значительном количестве незавершенных объектов в 2009 году оплачены предпроектные работы для подготовки конкурсной документации по 10 объектам, и еще по трем объектам профинансирована разработка проектной документации. Общая сумма затрат составила 2,5 млн. руб., причем работы не завершены. Ни один объект не предполагается к финансированию из областного бюджета в ближайшие 2-3 года. При этом согласно требованиям Госстроя РФ интервал между утверждением проектно-сметной документации и началом ремонтно-строительных работ не должен превышать два года, следовательно, подготовленные проекты устареют, потребуется их переработка, что приведет к дополнительным расходам бюджета.
Также проверка показала, что министерство сельского хозяйства области направило в 2009 году 51,8 млн. рублей на улучшение жилищных условий 223 граждан. При этом в рамках программы улучшили жилищные условия лишь 1360 граждан, в то время как в очереди на улучшение жилищных условий состоит 18 тыс. человек.
Как сообщила Елена Тарасова, КСП области рекомендует правительству Иркутской области при формировании аналогичной целевой или ведомственной программы на последующий период определить министерство, которое будет нести ответственность в целом за реализацию программы. Кроме того, целесообразно рассмотреть вариант утверждения отдельно программы, предусматривающий строительство объектов, и программы, направленной на обеспечение граждан жильем.
Также необходимо определить критерии эффективности использования бюджетных средств, а расходы бюджета нужно увязывать с программными целями. При формировании перечня строящихся объектов нужно проводить инвентаризацию сельских объектов на предмет уточнения мощности и действительной потребности в их строительстве, при решении вопроса о финансировании учитывать нормативные сроки строительства. Также необходимо рассмотреть вопрос о финансировании в 2010 году объекта «ЦРБ в п. Еланцы» с целью проведения аукциона на продолжение строительства и определения подрядной организации, которая будет нести ответственность за охрану объекта. |