Лесные грузы скапливаются на складах местных производителей Приангарья из-за недостатка вагонов и завышенных тарифов компаний-перевозчиков. Лесопромышленники области ищут выход из ситуации с железнодорожными перевозками. В среду, на заседании президиума иркутского регионального Партнерства товаропроизводителей и предпринимателей вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области Василий Зырянов заявил, что «ситуация в лесном комплексе приближается к тупиковой».
По информации вице-президента, сегодня предприятия не могут вывезти более 300 тыс. куб. м лесных грузов, из них более 50 тыс. куб. м пиломатериалов. В частности, на Усть-Илимском лесопильно-деревообрабатывающем заводе стоят 12 тыс. куб. м сушеных пиломатериалов, на «Игирме-Тайрику» – 14 тыс. куб. м, на Чунском лесопромышленном комбинате – 1 тыс. куб. м. Острее всего проблема ощущается на предприятиях Усть-Илимского, Нижнеилимского и Усть-Кутского районов, так как Усть-Илимская ветка является тупиковой.
Заготовка древесины к уровню прошлого года выросла на 16%. Однако, несмотря на оживление зарубежных рынков, объемы перевозки лесных грузов не достигают показателей 2008 года. Главной причиной этого промышленники называют подходящую к концу реформу РЖД. Напомним, по утвержденному плану она должна завершиться в этом году, одной из ее целей является доведение доли частного грузового подвижного состава до 100%. В связи с этим 1 октября инвентарный парк РЖД передан дочерней «Второй грузовой компании».
– Компания зарегистрирована в Екатеринбурге, к сожалению, мы на своей территории ее так и не увидели. Транспортные компании не хотят сотрудничать с лесопромышленниками, так как отправка нашего низкотарифного груза им не выгодна. Наметилась тенденция к безудержному повышению тарифов. В октябре и ноябре транспортники повысили их на 10-30, а то и 50 процентов, каждый стремится заработать, но при дефиците подвижного состава и ограниченной пропускной способности дороги это приводит только к увеличению тарифов», – комментирует Василий Зырянов.
Проблемы грузоотправителей начались в апреле, когда сократился грузовой парк РЖД и транспортных компаний, тогда уровень погрузки леса составил 96% от уровня 2009 года. В октябре уровень снизился до 92%, в ноябре составил 95,7%. В свою очередь, начальник территориального центра фирменного транспортного обслуживания ВСЖД – филиала РЖД Александр Черных сказал, что реформирование дороги идет в соответствии с планом, утвержденным правительством, и в целом объем перевозок на ВСЖД увеличился на 9%.
Однако Василий Зырянов утверждает: «Налицо тенденция снижения погрузки. Чтобы как-то решить эту проблему, в сентябре на заседании правления Союза этот вопрос был рассмотрен, тогда выяснилось, что коэффициент оборачиваемости подвижного состава резко упал. Мелкие вопросы, которые были в компетенции ВСЖД, сейчас сняты или находятся на контроле. Но принципиально с точки зрения перевозки лесных грузов ситуация не меняется. Нас это очень беспокоит. Не хочу сгущать краски, но я обрисовал ситуацию, как она есть».
По итогам заседания Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей предложило правительству региона создать транспортную комиссию и обратиться в РЖД с просьбой увеличить подвижной состав ВСЖД.
Справка: сегодня на рынке региона работают 10 крупных операторов лесных перевозок. ВСЖД имеет 154 погрузочные станции. На 80 станциях работают 474 отправителя лесных грузов. 200 грузовых вагонов для перевозок предоставляет ВСЖД, 400 – транспортные компании.
|