Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат продолжает жить в режиме осажденной крепости: при внимательном рассмотрении масштабы этого сюжета сопоставимы с иными блокбастерами в стили фэнтези. Находящийся под внешним управлением банкрот продолжает яростную битву с одним из собственных кредиторов — «Базэлом» и его структурами — и одновременно стремится доказать городу и миру право на свое дальнейшее существование... Отражая атаки «вражеских орд» (в рамках нашего «блокбастера» с ними приходится ассоциировать иркутскую и международную экологическую общественность), администрация «осажденной цитадели» вдруг решается на открытие второго (третьего? четвертого?..) фронта, обрушивая чудовищные обвинения на голову олигарха Михаила Слипенчука и его коллег — депутатов Госдумы. Тем временем смутная надежда на спасение вдруг маячит, откуда защитники уже и не чаяли: оказывается, ключ к спасению и даже дальнейшему расцвету «града обреченного» — в руках Внешэкономбанка...
БЦБК разоблачает «рыцаря» из «Метрополя»
На днях ОАО БЦБК распространил пресс-релиз с жесткими обвинениями в адрес заместителя председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаила Слипенчука и подконтрольной ему ГК «Метрополь». Обвинения касаются также иркутских депутатов Госдумы — членов межфракционной депутатской группы «Байкал». Михаил Слипенчук фактически обвиняется в лоббировании собственных коммерческих интересов, идущих вразрез с ценностями экологии Байкала, а депутаты — в некомпетентности, угрожающей не только экологии, но и социально-экономическим интересам Иркутской области.
Напомним, что 11 мая депутаты межфракционной депутатской группы «Байкал» обратились к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с предложением принять на правительственном уровне решение о полном запрете сброса промышленных сточных вод в озеро Байкал. По их мнению, имеющаяся правовая база, в том числе Федеральный закон «Об охране озера Байкал», не позволяет в полной мере выполнять защитные мероприятия. В законе отсутствует норма о конкретном запрете сброса в Байкал промышленных стоков. Михаил Слипенчук является одним из сторонников закрытия комбината, он заявляет, что «необходимо ставить вопрос не об очередном «перепрофилировании», а об окончательном закрытии производства и создании на его месте, например, Центра экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий».
Подчеркивая, что Михаил Слипенчук избран от Республики Бурятии, ОАО БЦБК утверждает, что «это уже вторая за последнее время информационная атака Михаила Слипенчука на БЦБК... Депутат красиво обосновывает свою якобы искреннюю заинтересованность в улучшении экологии Байкала, хотя на самом деле им движет совершенно другой интерес». Пресс-служба комбината раскрывает этот интерес следующим образом:
— Группа компаний «Метрополь», находящаяся под контролем Михаила Слипенчука, владеет двумя полиметаллическими месторождениями (цинк, свинец), расположенными в Республике Бурятии: «Холоднинское» в 70 км от северного побережья Байкала и «Озерное» в Еравнинском районе. Оба месторождения находятся на Байкальской природоохранной территории. Неоднократные попытки получить разрешение на их разработку получали отказ. Природоохранное законодательство жестко запрещает горно-обогатительное производство на данной территории, поскольку это вызовет неминуемую экологическую катастрофу глобального масштаба. Намерения владельцев месторождений понятны: внести изменения в законодательство и «передвинуть» границу природоохранной территории.
По мнению ОАО БЦБК, борьба с комбинатом является для депутата Госдумы «тактической уловкой»: "В случае закрытия он получает имидж защитника экологии и продвигает необходимые решения, позволяющие эксплуатацию своих месторождений».
В качестве аргументов, разоблачающих интересы главы «Метрополя», сообщается, что «корпорация «Металлы Восточной Сибири» (горнорудная компания в структуре ГК «Метрополь») и компания China Nonferrous Metal Industry’s Foreign Engineering and Construction Co., Ltd. (КНР) заключили рамочное соглашение. Данное соглашение предусматривает участие китайского партнера в промышленном освоении полиметаллического месторождения «Озерное» в Бурятии и строительстве Озерного горно-обогатительного комбината. Согласно условиям, NFC приобретет долю в 50 процентов в проекте «Озерное». Ставка делается на то, что при вхождении в проект китайской компании на проект распространяются законы об иностранных инвестициях. На их соблюдение подключится уже китайское лобби.
В распространенном пресс-релизе фактически утверждается, что в отличие от депутатов, представляющих интересы Бурятии («их регион получает дополнительные доходы»), иркутские депутаты «не заметили подоплеки» и «купились»:
— Они-то знают, что никакие дополнительные условия для закрытия комбината не созданы, — говорится в пресс-релизе, — что повторится ситуация 2009 года, когда г. Байкальск и Слюдянский район были поставлены на грань социально-экономической и экологической катастрофы! Им известно, что реальных проектов, способных заменить целлюлозное производство в г. Байкальске, нет.
Дискутируя с инициативой межфракционной группы «Байкал», пресс-служба БЦБК приводит ставший традционным перечень аргументов: «Ликвидацию накопленных отходов невозможно проводить без действующего производства», «ТЭЦ БЦБК обогревает и снабжает горячей водой город и близлежащие поселки», «Существенного увеличения дополнительных рабочих мест не наблюдается, из тысячи трудоустроенных в г.Байкальске, девятьсот пришли работать на БЦБК». Напомним также, что в качестве аргумента в пользу своего существования и модернизации комбинат распространил на днях данные о возможностях удвоения выпуска целлюлозы, ссылаясь на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.
Напомним, что ОАО «БЦБК» ныне пребывает в состоянии банкротства и находится под внешним управлением. Очередное собрание кредиторов ОАО «Байкальский ЦБК» состоялось 17 мая. Большинством около 62% голосов кредиторы проголосовали за продление внешнего управления. Против внешнего управляющего Александра Иванова и за свой план мирового урегулирования выступает ОАО «Иркутскэнерго», которому статус кредитора передан дочерними структурами бывшего собственника, «Базового элемента». Между ОАО «БЦБК» и структурами «Базэла» ведется напряженная борьба за внимание правительства РФ, в том числе и в виде публичного обмена обвинениями.
Напомним также, что Арбитражный суд Иркутской области удовлетворил требование управления Росприроднадзора по Иркутской области о взыскании с комбината задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, предполагается, что БЦБК выплатит задолженность в размере 39,414 млн. рублей, накопившуюся с 2009 по 2011 год. Существование и продолжение работы БЦБК является предметом последовательной борьбы научной и экологической общественности Иркутска. Экс-президент РФ Дмитрий Медведев 8 мая накануне своего утверждения в качестве председателя правительства РФ сообщил, что «предприятие будет как минимум перепрофилировано». Возмущающая местную общественность неспособность вмешаться в урегулирование проблемы БЦБК называется некоторыми аналитиками как политический фактор «неизбираемости» ушедшего на днях в отставку губернатора Приангарья Дмитрия Мезенцева.
На этом крайне неблагопрятном для себя фоне, ОАО «БЦБК» фактически обвиняет членов межфракционной депутатской группы «Байкал» в прямом или косвенном лоббировании частных интересов «Метрополя»:
– В случае закрытия комбината, перспектива одна: массовая безработица, которая коснется не только Байкальска. Данные факты депутатам от Иркутской области известны. Как должны быть известны и последствия. Понятно, что «расхлебывать» проблемы придется региональной власти и населению, но какой-то уровень ответственности у депутатов должен быть? - говорится в пресс-релизе. - Михаил Слипенчук пытается убедить общественность, что он сейчас в большей мере «эколог», а не «предприниматель», но, учитывая сделку с китайской компанией, верится в это слабо. По-прежнему, его основным приоритетом является коммерческая выгода. Известно много примеров, когда на выступлениях против БЦБК строились политические карьеры. Теперь мы видим пример, когда им прикрываются для решения бизнес-задач, осуществление которых действительно крайне опасны для экологии.
По просьбе Телеинформа ситуацию прокомментировал депутат Государственной Думы (КПРФ), участник группы «Байкал» Сергей Левченко:
— Я ответственно заявляю, что вопросы по БЦБК инициирует не Михаил Слипенчук. Кстати, он новый человек для проблемы комбината. В Госдуме есть гораздо более сведущие в этом вопросе люди, в частности, те, кто находится в межфракционной группе. Вопрос по ситуации БЦБК я и другие депутаты постоянно держим под контролем, — подчеркнул Сергей Левченко. — На последнем заседании я вышел с предложениями по поводу закрытия БЦБК и утилизации там старых отходов к Дмитрию Медведеву.
— Вполне возможно, Слипенчуком движут экологические мотивы, — говорит лидер «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова. — Я не могу навешивать ярлык на человека. Также могу предположить и то, что параллельно с закрытием БЦБК Слипенчук преследует и свои экономические интересы. Что касается разработок месторождений в зоне Байкальской природоохранной территории, то могу однозначно сказать, что этого там делать нельзя. Это противоречит закону о Байкале и природоохранному законодательству в целом.
«Комитет «рыцарей-кредиторов»: свары за круглым столом
Тем временем 17 мая прошло собрание кредиторов «осажденной крепости». На нем внешний управляющий комбинатом Александр Иванов представил отчет о проделанной работе и был переутвержден в должности голосами большинства из присутствовавших кредиторов.
— Поскольку на рынке произошло снижение цен на целлюлозу, вызванное общим мировым кризисом, то для удовлетворения требований кредиторов наиболее оптимальным выходом является продление процедуры внешнего управления еще на полгода, — сообщает пресс-служба комбината.
На голосование был поставлен основной вопрос об обращении в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством о продлении процедуры внешнего управления до 22 декабря 2012 года. За продление внешнего управления проголосовало около 62% кредиторов, в том числе: Федеральная налоговая служба, профсоюзная организация ОАО БЦБК, «Востсибуголь» и другие кредиторы, из которых основной — Альфа-Банк (более 51% из 1,7 млрд руб. задолженности, включенной в реестр). Между тем, как сообщила Телеинформу представитель ОАО «Иркутскэнерго» в суде Ольга Хрущева, по итогам собрания кредиторов энергокомпания возражала против дальнейшего пребывания Александра Иваенова на посту управляющего и предлагала рассмотреть возможность прекращения процедуры банкротства путем заключения мирового соглашения.
— Заключение мирового соглашения дало бы комбинату больше времени для расчета с кредиторами и позволило бы привлекать внешнее финансирование, что невозможно в рамках процедуры банкротства, — считает Ольга Хрущева. — По мнению ОАО «Иркутскэнерго», выход комбината из процедуры банкротства является важной предпосылкой для начала мероприятий по модернизации и перепрофилированию ОАО БЦБК, выполнения комбинатом экологических программ. ОАО «Иркутскэнерго» считает необходимым отметить, что в случае заключения мирового соглашения все права по управлению комбинатом перешли бы к собственнику – ИК «Континентальинвест». К сожалению, вопросы об отстранении внешнего управляющего и заключении мирового соглашения не были включены в повестку собрания, поскольку кредиторы, входящие в периметр «Альфа-Групп» и обладающие большинством голосов, проголосовали против.
Представитель «Иркутскэнерго» голосовал и против принятия к сведению отчета внешнего управляющего и против внесения изменений в план внешнего управления. По мнению энергетиков, представленный внешним управляющим отчет является несостоятельным: за время пребывания Александра Иванова в должности внешнего управляющего комбинат нисколько не приблизился к восстановлению платежеспособности — расчеты с реестровыми кредиторами не были начаты.
Как бы то ни было, на сегодня среди кредиторов «осажденной цитадели» преобладает мнение Альфа-Банка. Неудивительно, что именно этот «рыцарь-кредитор» и получит, похоже, основной профит от контроля над комбинатом.
Новый «рыцарь» всем заплатит...
Тем временем похоже, что последующие серии нашего «блокбастера» пройдут уже с участием нового героя — «светлого рыцаря» по имени Внешэконобанк (ВЭБ).
На этой неделе из публикаций ряда федеральных СМИ стало известно о плане реструктуризации долгов БЦБК и перехода контроля над ним к Внешэкономбанку. Это событие совпало также с одним из первых заявлений Сергея Ерощенко на посту врио губернатора Иркутской области — оно было посвящено проблеме БЦБК. По имеющейся информации, в разрабатываемом правительством РФ плане дальнейшего функционирования БЦБК значится возможность его модернизации.
«Правительство попросило нас уделить внимание комбинату. Но вообще это не наша задача. Мы сейчас ведем переговоры с государством, чтобы у нас забрали комбинат», — цитируют председателя совета директоров Альфа-Банка Петра Авена «Ведомости» . Как сообщает издание, «в правительстве его услышали. На совещании в конце апреля и. о. первого вице-премьера Игорь Шувалов поручил ВЭБу рассмотреть возможность выкупа части долгов БЦБК». По данным «Ведомостей», ВЭБ и Росимущество должны разработать схему управления предприятием, известно что поручение Внешэкономбанк получил и работает над ним.
Суть поручения и разрабатываемой схемы известны также из имеющегося в распоряжении Телеинформа текста письма первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова от 18 апреля 2012 года в адрес Дмитрия Медведева (на тот момент — президента РФ). В нем говорится, что «в целях нивелирования экологических рисков от деятельности предприятия в настоящее время прорабатываются варианты его дальнейшего функционирования, в том числе с учетом его модернизации и перевода на замкнутый водооборот». ГК «Внешнеэкономбанк» подготовлено техническое задание на проведение соответствующих исследований».
Что касается «нивелирования экологических рисков», то эти сюжетные разработки, вероятно, находятся пока в стадии сугубых черновиков, а вот чековая книжка в руках вероятного нового «рыцаря-кредитора» — вещь вполне реальная.
— На какую сумму ВЭБ может выкупить долги БЦБК, собеседники не говорят. Речь идет обо всей задолженности БЦБК, лишь уточняет один из них, — пишут «Ведомости», — сумма переуступки долга Альфа-Банком уже обсуждалась на специальном совещании под руководством и. о. министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной — это около 1,7 млрд руб., рассказывает близкий к банку источник... Еще один крупный кредитор БЦБК — структуры «Базового элемента» Олега Дерипаски... Предложения о переуступке долга ВЭБу структуры «Базового элемента» пока не получали, сообщил представитель «Базового элемента». — Но если от Внешэкономбанка поступит такое предложение, мы будем договариваться, — добавляет он.
To be continued...
Итак, похоже, что контролирующий кредитор «осажденной крепости» (она же «чемодан без ручки» по выражению Олега Дерипаски) вот-вот переменится — ко всеобщему удовольствию основных действующих лиц. Однако их выход из сценария отнюдь не ведет к надписи The еnd на экране. Государству (в лице «светлого рыцаря» — Внешэкономбанка) не подобает брать на себя долги БЦБК просто для расчетов с «рыцарями-частниками» (Альфа-Банком и Олегом Владимировичем Дерипаской). Оно должно сделать этот жест во имя какой-то светлой цели. И, похоже, имя этой цели названо: модернизация.
Обращает на себя внимание, что огласка возможной смены контроля на БЦБК совпала с одним из первых заявлений врио губернатора Приангарья Сергея Ерощенко на новом посту.
— Такие комбинаты могут и должны быть абсолютно безвредны. В первую очередь, мы должны предпринять усилия, чтобы побудить собственника сделать его таковым. Необходимы современные очистные сооружения, чтобы в результате своей деятельности БЦБК мог выбрасывать только пар. Для этого существуют современные технологии, по которым в Финляндии, например, работает 18 комбинатов, – заявил Сергей Ерощенко 21 мая.
В упомянутом выше письме Игоря Шувалова Дмитрию Медведеву сообщается, что «по результатам этих исследований (проводимых ВЭБ — прим. авт) может быть выработана новая схема корпоративного управления ОАО «Байкальский ЦБК» с учетом возможности привлечения стратегического инвестора в целях создания новых экологически чистых производств на базе комбината».
Как прокомментировала Телеинформу руководитель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова, вызывает тревогу, что обсуждаемый сегодня сценарий судьбы БЦБК исключает его закрытие в качестве одной из возможных альтернатив:
— Сейчас бразды управления ситуацией на БЦБК переходят от Альфа-Банка к Внешэкономбанку — кредиторы, по-видимому, как и прежние хозяева, не очень хотят иметь дело с этим предприятием. И, несмотря на разработанные Общественным советом при правительстве Иркутской области совместно с СО РАН обоснования по закрытию Байкальского ЦБК (закрытию варки целлюлозы на этом предприятии), которые охватывают и экономические, и социальные, и экологические аспекты и переданы лично Д. Медведеву в марте, опять воскресла идея модернизации Байкальского ЦБК. Этой истории с перепрофилированием и переводом на замкнутый водооборот БЦБК уже лет 20, но эти попытки пока не увенчались успехом. По отчетам самого ОАО БЦБК износ оборудования составляет до 80–90%, а исследования, проведенные в СО РАН, уже показали, что модернизация предприятия бесперспективна... То, что действительно нужно сейчас — это получение объективной информации о ситуации на БЦБК (что остается тайной за семью печатями) и разработка конкретного проекта его закрытия и развития на этой территории новых видов деятельности. Как считает Марина Рихванова, «это можно сделать даже в рамках создаваемого ВЭБом технического задания. По закону, заказчик должен включить подробную оценку альтернатив, включая нулевой вариант — в данном случае закрытие БЦБК. Если ВЭБ пойдет на этот шаг, предложит на общественное обсуждение свое техзадание, а наши законы предусматривают возможность общественного участия на ранних стадиях планирования деятельности, — мы можем выйти, наконец, на решение проблемы БЦБК, которой уже полвека.
* * *
На самом деле консолидация управления на БЦБК в руках государства (вместо бесконечного раздрая между «рыцарями-кредиторами») — дело благое. Хотя бы потому, что государство, в отличие от какого-нибудь олигарха Слипенчука, чисто формально нельзя будет упрекнуть в следовании корыстным интересам за дымовой завесой экологической риторики. Государство у нас — всеблагое и всемогущее. Что касается денег, которые государство выплатит нынешним владельцам «осажденной крепости» — вряд ли кто-то в Иркутске будет против этого возражать, ведь эти суммы для обитателей региона — понятия отвлеченные. Чисто виртуальными для иркутян будут и цифры, которые будут мелькать в расходах ВЭБа на «техническое задание» о судьбе комбината (надо полагать, не один миллион рублей). То же самое касается и жителей Байкальска, которых интересует конкретика относительно собственного будущего — а вовсе не миллиарды, фигурирующие в спорах кредиторов БЦБК.
Но вот сам очередной виток разговоров, планов и намерений вокруг модернизации комбината грозит в очередной раз взорвать общественную атмосферу в и без того беспокойном регионе. На этой тревожной ноте и стоит готовиться к просмотру новых серий «блокбастера» про «осажденную крепость» по имени БЦБК.
|