Россиян отсекают от получения «ненужных профессий» |
Автор: Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета |
15.04.2025 08:19 |
Споры о реформе платного высшего образования становятся все более громкими.
Наконец-то, устав от экивоков и туманных формулировок о «важности человеческого капитала», власти решили рубануть сплеча и внести ясность в важный для многих вопрос. Масштабная реформа платного образования — это же гениально! Это почти как признание: ребята, хорош уже валять дурака с этим вашим образованием. Не всем оно надо, да и не всякое. Сколько лет мы жили в иллюзиях? Думали, что диплом — это пропуск в жизнь, универсальный ключ к успеху. Метались между физиками и лириками, экономистами и филологами, юристами и искусствоведами. Мучились выбором, тратили родительские (а то и свои) кровные на обучение тому, что самим казалось интересным или перспективным. Какая наивность! Какая трата ресурсов! Теперь же все встает на свои места. Есть специальности «приоритетные для государства». Звучит гордо, весомо. Сразу понятно: вот тут куются кадры для великих свершений, для рывков и прорывов. Инженеры для новых заводов (которые вот-вот построят), айтишники для суверенного интернета, специалисты по… ну, по тому, что там в приоритете будет завтра. Это — соль земли, будущее нации. Им — и бюджетные места (если повезет), и платные по разумной (пока) цене, и даже льготные кредиты. Логично? Абсолютно. Государству нужны — государство поддержит. А остальные? Ну, те самые, «не попавшие в перечень». Гуманитарии всякие, философы, культурологи, прости господи, специалисты по гендерным исследованиям (если такие еще остались). Или, может, экономисты не той системы? Юристы, слишком хорошо знающие международное право? Дизайнеры одежды непатриотичных расцветок? Список «ненужных» обещает быть увлекательным. Им что? А им — сокращение приема. Чтобы не плодить лишних умников. И резкое подорожание. Чтобы десять раз подумали, прежде чем лезть со своими экзистенциальными терзаниями или эстетическими запросами туда, где нужны четкие инструкции и исполнительность. И никаких льготных кредитов! Зачем субсидировать заведомо бесполезное? Хочешь заниматься «не тем» — плати по полной. Или не занимайся вовсе. Тоже вариант, и для государства даже более предпочтительный. Меньше людей с «неправильными» дипломами — меньше головной боли. Это же какая экономия! И времени абитуриентов, и денег их родителей, и нервов приемных комиссий. Зачем создавать видимость выбора там, где выбор уже сделан за тебя? Зачем вообще эта громоздкая система с платным образованием для «неприоритетных»? Может, следующим шагом будет просто закрыть эти направления? Ну, чтобы не смущать молодежь. Оставить только самое нужное, самое сермяжное. А то ведь раньше как было? Человек получит диплом какого-нибудь историка, начитается про всякие там революции и смуты, а потом не идет работать менеджером по продажам (как ему предписано рынком), а начинает вопросы задавать неудобные. Или философ, прости господи, задумается о смысле бытия вне контекста служения отечеству. Зачем эти сложности? Так что спасибо вам, дорогие законодатели! За честность. За то, что почти прямо сказали: образование — в его широком, гуманистическом смысле — это излишество. Блажь. Пережиток прошлого. Рефлексировать, сомневаться, творить что-то не по заказу — это оставьте тем, у кого денег куры не клюют. Или вообще никому не оставляйте, так спокойнее будет. Давайте уж тогда называть вещи своими именами. Не «реформа платного образования», а «оптимизация подготовки функциональных единиц». Звучит честнее. И понятнее. А то «образование»… Какое-то слишком многозначное и подозрительно свободное слово. Пора бы его вывести из активного употребления. Оставить только ПТУ нового типа: Приоритетное Техническое Училище. И всем все станет ясно. Без иронии. Почти. Николай Яременко, главный редактор МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |