В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Эскалация напряженности в украинском конфликте, вызванная в первую очередь разрешением наносить удары дальнобойным западным оружием вглубь России, вызвала шквал прогнозов о скором начале ядерной войны, что, естественно, провоцирует страхи в обществе. Причем далеко не только в российском или украинском. В той же Германии начали готовить бомбоубежища, а в Финляндии учат женщин выживать под открытым небом, разводить костры и добывать воду (интересно, зачем эти умения при ядерном апокалипсисе?).
Утверждения, что экономика России через год-другой вернется в состояние уверенного роста, являются блефом. Вернуться можно только в застой, который начался задолго до нынешнего кризиса.
В нашем Госплане, то бишь в Министерстве экономического развития, изготовили очередной вариант хозяйственного прогноза. После двух-трехпроцентного спада в нынешнем году, трехлетка 2016-2018 годов станет, как там уверяют, эпохой зримого подъема – на 2,7-3,3% ежегодно.
Цифры, надо сказать, вполне скромные. Из них следует, что в 2016-м экономика России вернется к уровню предкризисного 2014-го, а к 2018-му вырастет еще процентов на 6.
Не думайте, что плановое ведомство просто балуется с цифрами. Этим прогнозом оно выполняет высочайший наказ – поднять темпы роста хотя бы до среднемирового уровня (составляющего 3-3,5% в год). Но, при всей скромности этих пожеланий, особенно наглядной на фоне былых обещаний удвоить ВВП за 10 лет, даже и они вряд ли выполнимы. Потому что нет предпосылок.
Будем оптимистами и допустим, что нынешний спад через год-другой прекратится. Может быть, нефтяная цена взлетит к прежним высотам, да еще и санкции отменят, а может и наоборот, российское хозяйство приспособится разом и к недорогой нефти, и к санкциям.
И что будет дальше? А дальше мы возвратимся в то состояние, в котором жили до кризиса, когда нефтегазовая выручка была крупнейшей в истории, а о западных санкциях даже и не подозревали. Систему-то менять никто не собирается, значит, именно туда и вернемся. Вот давайте и посмотрим, как выглядел этот докризисный расцвет.
Возьмем три года – 2012-2014-е. Они хороши тем, что в 2011 году был, наконец, побежден предыдущий кризис, и величина российского ВВП вернулась к той, которая была достигнута в 2008-м. Испытания вроде бы остались позади, и можно было со спокойной уверенностью идти вперед.
И вот что получилось. За трехлетие (2012-2014-е) российский ВВП вырос только на 5,3% (большая часть которых пришлась к тому же на первый год этой трехлетки). А мировой ВВП рос вдвое быстрее и увеличился за это же время на 10%. Если считать ВВП по текущим обменным курсам, то на долю России в 2014-м пришлось 2,6% мировой экономики. А если по паритетам покупательной способности (ППС), используя данные, полученные в последнем глобальном раунде международных сопоставлений, то целых 3,3%. Как видите, расчеты по ППС более выигрышны для нашей державы. Вот ими и будем в дальнейшем пользоваться.
Сначала посмотрим, чего за эти годы добились наиболее крупные страны-соседи нашей страны.
Америка, которая соседствует с нами через Берингов пролив, произвела в 2014-м ВВП, который был впятеро больше нашего (считая, повторю, по ППС; по обменному курсу получилось бы в восемь с лишним раз больше). При этом рост экономики США за трехлетие (2012-2014) составил 7,1%. То есть, разрыв между нашими странами слегка вырос.
ВВП еще одного соседа, Японии, увеличился в эти же годы на 4,4% — чуть меньше, чем у нас. Но японский ВВП все равно остался почти в полтора раза больше российского. А другая наша богатая соседка, Южная Корея, росла куда быстрее России – ее ВВП стал больше на 9,1%.
Впрочем, самый главный наш сосед – Китай. Его экономика увеличилась за три года на 24,6%, примерно сравнялась по размеру с американской и тоже впятеро превзошла нашу.
ВВП Казахстана тем временем вырос на 16,4%, Турции – на 9,7% (перед началом нынешнего нашего кризиса размер ее экономики лишь вдвое уступал российскому). С украинской экономикой мериться не будем – там война. А ВВП Польши увеличился на 6,9%, и эта наша соседка по уровню развития обошла нас еще на шажок.
Пройдя вдоль российских границ, убеждаемся, что почти все страны-соседи росли накануне нашего кризиса либо просто быстрее, либо даже в разы быстрее, чем наша держава. Не говоря о том, что теперь у нас спад, а у них продолжается рост.
Однако вернемся в трехлетку с 2012-го по 2014-й. Посмотрим теперь, как шли дела у тех пяти стран мира, в которых экономика больше размером, чем российская. О Соединенных Штатах, Китае и Японии уже говорилось. Остались: Индия (рост ВВП — 16,1%; объем экономики в 2014-м был уже вдвое больше нашего) и Германия (рост 2,8%). Только в немецком случае и можно говорить хоть о каком-то сокращении разрыва. Пусть и условном, поскольку технологический разрыв, конечно, не уменьшился. Но даже и этот статистический успех уже перечеркнут в 2015 году.
Теперь посмотрим, как обстояли дела в группе среднезажиточных стран – таких, в которых, как и в России, ВВП (рассчитанный по ППС) попадает в примерный интервал $20-25 тыс. на душу. Это Аргентина (ВВП вырос за три года на 2,1%), Венгрия (2,2%), Казахстан (16,4%), Латвия (12,4%), Малайзия (17,1%), Польша (6,9%), Румыния (6,6%), Турция (9,7%), Хорватия (спад на 3,9%), Чили (рост на 12,1%).
Всего три успеха и целых семь неудач. Не говоря о том, что "победа" над аргентинским популистским режимом, бездарность которого вошла в поговорку, стоит недорого.
Оценим теперь наше положение в клубе держав, торгующих энергоносителями. В 2012-2014 годах нам уступили только придавленный санкциями Иран, со своим семипроцентным спадом экономики, и прогнившая, стагнирующая Венесуэла. А у прочих крупных нефтегазопроизводителей ВВП рос заметно быстрее нашего. ВВП Нигерии увеличился на 17,6%. А экономики монархий Аравийского полуострова выросли на 13% и суммарным объемом почти сравнялись с российской.
И, наконец, возьмем клуб государств-гигантов, с населением от 100 млн и выше. Таких, кроме России, в мире еще тринадцать (если учесть и тех, которые перейдут стомиллионную черту в ближайшие пару лет): Китай (1,37 млрд жителей в 2015-м; рост ВВП в 2012-2014 годах — 24,6%); Индия (1,25 млрд; 16,1%); США (320 млн; 7,1%); Индонезия (260 млн; 18,3%); Бразилия (204 млн; 3,8%); Пакистан (200 млн; 12,1%), Нигерия (180 млн; 17,6%); Бангладеш (170 млн; 19,8%); Япония (127 млн; 4,4%); Мексика (122 млн; 7,7%); Филиппины (110 млн; 21,6%); Эфиопия (почти 100 млн; 29,1%); Вьетнам (почти 100 млн; 17%).
За вычетом Бразилии и с натяжкой Японии, отставание России от продвинутой части членов этого клуба выросло, а разрыв между нами и более бедными странами-гигантами сократился. Особо впечатляет рывок Индонезии, которая в следующем десятилетии может выйти на третье место в мире по населению и еще раньше имеет все шансы обойти нашу страну по экономическому потенциалу (он там уже и сейчас — 70% от нашего).
Итог этой "благополучной" предкризисной трехлетки впечатляет: Россия ухудшила свои экономические позиции по отношению к большинству стран мира, в которых живет свыше 80% жителей планеты. Только во многих (хотя и не во всех) странах Евросоюза и в половине Латинской Америки застой был еще более глубоким.
Теперешний наш спад – лишь очередной этап давно уже набравшего ход процесса отставания и упадка. В 2015-м производство в России будет лишь на пару-тройку процентов больше, чем в 2008-м, когда путиномика впервые подала сигнал, что ее ресурсы исчерпаны. Мир все дальше уходит вперед, а наша система хладнокровно жертвует страной, лишь бы сохранить себя.
Трудно найти другой настолько неординарный знак, как Телец. С одной стороны каждый Телец неплохо разбирается в эзотерике, а с другой – вообще не использует свои знания на пользу себе. В силу этого они похожи на людей, решивших, что достаточно хороши, чтобы жить, не волнуюсь больше о собственном саморазвитии. А что касается денег и быта, то и к ним у Тельцов довольно схожее отношение – не стремясь к чему-то большому, они вполне счастливы, довольствуясь тем немногим, что у них есть.
Употребление некоторых продуктов и напитков может быть особенно полезным в холодный период. Врач-диетолог и нутрициолог Евгений Арзамасцев рассказал, что поможет зарядить организм энергией и теплом.
Специалисты Роспотребнадзора пояснили, какую пользу организму может принести употребление корня имбиря. Продукт использовали еще в Древнем Китае и Индии тысячи лет назад
Директор Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин заявил, что Россия категорически не желает замораживать конфликт с Украиной. Его слова цитирует «Интерфакс».
«Ростелеком» оснастил облачным видеонаблюдением 199 пунктов выдачи заказов, расположенных в Сибири. Несколько сотен современных камер обеспечат порядок и безопасность при получении товаров в период пиковых нагрузок перед Новым годом.
Эскалация напряженности в украинском конфликте, вызванная в первую очередь разрешением наносить удары дальнобойным западным оружием вглубь России, вызвала шквал прогнозов о скором начале ядерной войны, что, естественно, провоцирует страхи в обществе. Причем далеко не только в российском или украинском. В той же Германии начали готовить бомбоубежища, а в Финляндии учат женщин выживать под открытым небом, разводить костры и добывать воду (интересно, зачем эти умения при ядерном апокалипсисе?).
Павел Пряников справедливо обращает внимание: доля россиян, не имеющих сбережений, примерно одинакова с 2009 года. Так в 2009-м отвечали 65% россиян, в 2015-м — 59%, в 2019-м — 61%.
В первой четверти XXI века мир стал свидетелем множества удивительных победителей лотереи, каждый из которых изменил свою жизнь переворотным выигрышем. Одним из самых громких событий стала победа американца Мэвиса Ваннцик в 2017 году, когда она выиграла в Powerball рекордные 758,7 миллиона долларов. Это был самый крупный одиночный джекпот в истории США на тот момент, и после уплаты налогов она выбрала единовременную выплату в размере 480,5 миллиона долларов.
Алкогольная продукция в России может подорожать после Нового года. Об этом предупредил исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин, пишет газета «Известия».
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.