Мнения по поводу регулирования цен на социально значимые продукты разделились: экономические эксперты – против, а ритейлеры – за.
В начале недели на заседании рабочей группы по координации работы по реализации федерального закона, регулирующего торговую деятельность в РФ, был утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров, составленный Минпромторгом России. После получения заключения в Минюсте России перечень будет внесен в правительство.
Напоминаем, с 1 февраля этого года вступил в силу федеральный закон о торговле в РФ. Он предусматривает возможность регулирования цен на социально значимые товары. В связи с этим принят перечень товаров первой необходимости, на которые распространяется порядок установления предельно допустимых розничных цен. В перечне – 24 продукта, в том числе говядина, свинина, баранина, курятина (кроме окорочков), мороженая рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко 2,5-3,2% жирности, куриные яйца, сахар, соль, черный чай, пшеничная мука, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки.
Как сообщается на сайте Минпромторга, на четыре продукта ритейлерам будет запрещено устанавливать любые бонусы и дополнительные выплаты. Это товары со сроком годности не более десяти дней – молоко, курятина, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, а также хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки.
Как сообщают федеральные СМИ, правительство также решило, что регулировать цены на товары первой необходимости чиновники смогут, только если любой из этих продуктов в любом из регионов за месяц подорожает больше чем на 30%. Это сказано в «Порядке установления предельно допустимых розничных цен», который планируется утвердить вместе с перечнем.
Газета «Ведомости» сообщает, что за ростом цен будет следить Росстат. Правительство обяжет его еженедельно направлять в Минэкономразвития информацию о средних розничных ценах на социально значимые продукты в каждом регионе. Если эти продукты подорожают более чем на 30%, то министерство подготовит проект акта «об утверждении предельно допустимых розничных цен» – в нем будет указан и срок, на который фиксируются цены.
В Иркутскстате Телеинформу сказали, что специалисты ведомства и так следят за ценами на продукты первой необходимости. «Мы раз в неделю собираем информацию в шести городах Иркутской области о средних ценах на 27 продовольственных товаров и делаем рассылку в правительство области, антимонопольный комитет, Роспотребнадзор, службу по тарифам и другим ведомствам», – прокомментировали в отделе маркетинга Иркутскстата.
На днях состоялась видеоконференция по поводу последствий принятия закона о торговле. В ней приняли участие Москва, Иркутск, Владивосток, Благовещенск. Выступал научный сотрудник Института экономики переходного периода и Академии народного хозяйства при правительстве РФ Вадим Новиков. Он негативно отозвался о регулировании цен на социально значимые товары. «Почему мы не регулируем цены на все товары? Потому что мы боимся дефицита продукции, черного рынка, где эти товары будут продаваться втридорога. Если эта логика верна, то зачем регулировать цены на социально значимые товары? – удивляется экономист. – Кажется, намного опаснее не дефицит икры и шампанского, а дефицит хлеба и молока».
Местные эксперты придерживаются такого же мнения. Так, исполнительный директор «Консалтингового центра маркетинга и рекламы» Валентина Золотухина считает, что, если цены резко повысятся (за месяц на 30%), это будет связано с существенными проблемами в экономике страны, и правительство в этой ситуации вряд ли сможет контролировать ценообразование. «Любые попытки приведут к возникновению дефицита и формированию черного рынка. Это классика экономической теории», – объясняет эксперт Телеинформу.
Однако местные ритейлеры с этим не согласны. «Мы одни из первых подписали с региональным правительством соглашение о том, что цены на социально значимые продукты будут регулироваться, – комментирует руководитель отдела маркетинга ГК «Кентавр» Евгения Волкова. – Мы понимаем, что во время кризиса эта мера необходима. Но, даже если правительство не контролировало бы цены на эти продукты, в наших супермаркетах не было бы повышения цен». |