В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Депутат Госдумы Виталий Валентинович Милонов снова порадовал нас своим уникальным взглядом на мир, в котором, кажется, нет места для скуки или банальности.
Осенью экспертное сообщество и заинтересованные чиновники начали работу над стратегией-2030, документом, который должен определить не просто судьбу России в ближайшие полтора десятилетия, но и выбор, который сделает страна при построении своего будущего.
Но первым делом на публике обсуждается вопрос не процентных ставок, приоритета вложений в те или иные сектора экономики, а самая главная тема — как можно добиться выполнения еще не составленной стратегической программы.
Ранее России с долгосрочными стратегиями сильно не везло. Первый такой документ, Стратегия-2020, был написана в 2007-2008 гг и принят правительством в ноябре 2008 года. К тому времени начавшийся мировой кризис все-таки достиг России, мечты об «островке стабильности» так и остались мечтами и, соответственно, уже в момент принятия концепция долгосрочного развития была устаревшей.
В первой версии Стратегии-2020 говорилось, что в 2012 по сравнению с 2007 годом ВВП должен вырасти на 37-38%, производительность труда — на 40%, реальные располагаемые доходы населения и вовсе должны были вырасти в полтора раза. Естественно, кризис поставил крест на этом проекте. Впрочем, неизвестно, удалось бы достичь этих смелых целевых показателей в случае стабильного развития экономики или нет.
В результате почти сразу после принятия первой стратегии началась работа над ее доработкой. Новый документ писался в 2011-2012 гг и готовился к президентским выборам — предполагалось, что это будет полноценной программой нового главы государства. Владимир Путин действительно взял на вооружение некоторые пункты подготовленной стратегии: например, превращение через повышение зарплаты интеллигенции в средний класс, качественное регулирование рынка труда, формирование карьерных лифтов для профессионалов и т. д. Но официально она принята так и не была.
В последний раз о Стратегии-2020 Владимир Путин вспомнил в апреле 2015 года, когда во время очередной «прямой линии» он напомнил своему бывшему министру финансов Алексею Кудрину, что тот, работая в правительстве, разрабатывал Стратегиею-2020, и если в ней что-то не было учтено, то по его вине. В ответ Кудрин указал, что Стратегия-2020, фактически, так и осталась проектом, было реализовано лишь 20–30% ее положений.
Как сделать так, что новая стратегия, которая должна задать направление развития России до 2030 года, все-таки была выполнена, на прошлой неделе обсуждали эксперты на диспуте Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА). О встрече написали отчет газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости». Уже в октябре, напомним, рабочая группа во главе с министром открытого правительства Михаилом Абызовым должна представить премьеру план работы над стратегией.
Руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич напомнил, что в предыдущих стратегиях «было расписано, что нужно делать государству и бизнесу, но не сказано, зачем».
По словам декана экономического факультета МГУ и члена Экспертного совета при правительстве Александра Аузана, единственная возможность сформировать новую стратегию — «найти консенсус элит относительно образа желаемого будущего». Вариантов, по данным представленного Аузаном опроса 300 экспертов «Открытого правительства», всего несколько — «военная сверхдержава», «страна умных людей» и «самая большая страна мира». Соответственно приоритеты должны отдавать военно-промышленному комплексу, образованию или транспортной инфраструктуре.
По словам Аузана, сейчас Россия находится в очень сложном положении. Первый общественный договор «Налоги в обмен на порядок», который реализовывался в ходе «реформ Грефа» 2000-2003 гг., быстро дал сбой из-за хлынувшего в страну потока нефтедолларов. Ожидания и власти, и населения трансформировались в формулу «стабильность в обмен на лояльность». Власть не мешала росту дохода населения, а то спокойно реагировало на лишение себя политических прав. В результате кризиса 2008-2009 гг. произошла модификация договора, который теперь описывался формулой «увеличение социальных обязательств в обмен на лояльность». Это, в конечном счете, плохо сказалось на экономике, которая была уже не в состоянии тащить этот груз.
По мнению Аузана, внешняя экспансия России объясняется именно торможением экономики. Отсутствие роста социальных обязательств было компенсировано расширением пространства. «Абхазия, Крым, Арктика — это некая компенсация того, что страна движется все медленнее и все менее результативно», — сказал декан экономфака МГУ.
Теперь формула общественного договора звучит так: «ограничение потребления в обмен на принадлежность к великой державе, или на ощущение такой принадлежности», уверен Аузан. Но поддерживать такой обмен можно либо новыми военными победами, что чревато огромными рисками и потерями, либо большими проектами, а на это нет денег, указывает он: потенциал нового договора — всего один-два года.
Для того, чтобы выбраться из трудного положения, нужно «думать об отдаленных временах и именно там находить ключ: чего хотим и куда плывем». Так, например, в ходе опроса экспертов «Открытого правительства» выяснилось, что желаемый приоритет развития — вложение денег в образование и здравоохранение, при том что сейчас государство, по мнению тех же экспертов, вкладывается в ВПК.
Наиболее заинтересованной в реформах группой сейчас, уверен Аузан, является не бизнес, а часть бюрократии, полагающая, что текущая ситуация чревата быстрыми и большими сложностями и готовая искать выход. Ожидания того, что текущий уровень цен на нефть — надолго, могут поспособствовать активизации интересантов. Причем стоит понимать, что цена на нефть на уровне 40-60 долларов за баррель не является низкой. По словам Евсея Гурвича, сейчас «нормальные цены на нефть», в середине 2000-х рост базировался на сверхвысоких нефтяных доходах: «Мы выиграли $2,5 трлн в лотерею». Советник руководителя аналитического центра при правительстве Леонид Григорьев саркастически поддержал: «Для развития нужно сохранить нефтяные цены на уровне $40-60 за баррель. Когда высокие цены, мы мозги отключаем».
Александр Аузан предлагает повысить прямые налоги, но при этом дать людям возможность «голосовать рублем», т. е. самим выбирать, на что эти налоги направить, и при этом провести децентрализацию, оставляя повышенный налог региональным бюджетам. В итоге сторонниками такого решения станут и граждане, и федеральный центр, и региональные элиты. Точно так же работают на стыковку интересов государства и населения накопительные пенсии. Но в рамках существующего статус-кво подобные решения провести вряд ли возможно.
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау уверен, что в Стратегии-2030 необходимо прописать внеэкономические факторы, то есть не сводить все к вопросам экономической и даже социально-экономической политики.
Владимир Мау рассказал ТАСС, что проблемы в российской экономике связаны больше с институтами внеэкономическими. Например, негативно на развитие страны влияют существующие институты правоприменения и судебная система, считает он.
Насколько Стратегия-2030 станет успешным документом, покажет лишь время, пока что можно только сказать, что предыдущие стратегические документы далеко не всегда хоть как-то влияли на действительность.
В РПЦ перечислили иконы, которые православным россиянам следует принести на работу и установить на своем столе. Оказалось, что существует универсальный вариант.
Принято считать, что грязная посуда в раковине говорит о лени и неорганизованности хозяев дома. Однако может быть и так, что это признак неординарных талантов.
После введения западными странами экономических санкций Россия довольно быстро приспособилась к новой реальности. Ей удалось переориентировать свой экспорт с Запада на Восток и найти массу лазеек в американских и европейских ограничениях. Как отметили китайские аналитики, одним из важнейших торговых партнеров РФ стала Индия, и сотрудничество с ней обернулось рядом трудностей. Об этом сообщает китайское издание Sohu.
«Ростелеком» станет техническим партнером XV Международного ралли «Шелковый путь», которое стартует 12 июля с Площади графа Сперанского в Иркутске. Компания обеспечит канал связи для организаторов и участников гонки в Приангарье и в Бурятии.
HR-день «Человек. ИИ», посвящённый применению технологий искусственного интеллекта в управлении человеческими ресурсами, прошел в центральном офисе Байкальского банка в Иркутске, сообщает пресс-служба Сбера.
С участием президента и председателя правления Сбербанка России Германа Грефа на Финансовом конгрессе Банка России состоялась пленарная сессия «Развитие экономики: как выйти на оптимальную траекторию роста», сообщает пресс-служба Сбера.
Депутат Госдумы Виталий Валентинович Милонов снова порадовал нас своим уникальным взглядом на мир, в котором, кажется, нет места для скуки или банальности.
В Петербурге порассуждали о последствиях возможного прекращения или заметного сокращения поставок овощей и фруктов из Азербайджана на фоне событий в Екатеринбурге и политического обострения.
На рынке недвижимости назревают перемены. Инициатива о территориальной привязке семейной ипотеки может повлиять на спрос, особенно в столичных регионах. Какие последствия ждут отрасль, рассказала риелтор Мария Кудреватых.
Ход работ по технологическому присоединению проверил и.о. генерального директора ИЭСК Илья Бриллиантов. Он посетил все семь объектов, на которых идет работа по подключению в рамках договоров с Байкальской энергетической компанией. ЦТП – это расположенные в отдельных помещениях комплексы устройств, которые управляют режимами теплопотребления и распределяют тепло по конечным потребителям.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.