"Малыши" меж чиновниками и торговыми монстрами |
Автор: По инф. Телеинформа |
13.10.2015 18:46 |
Основные препоны для развития торговли в Иркутске – административное давление и надзорный контроль. А лоббируют их, зачастую, крупные торговые сети. Так считает бизнес-омбудсмен Иркутской области Алексей Москаленко. Свою позицию он озвучил 13 октября за круглым столом, где собрались представители предпринимательского сообщества и мэрии. В Иркутске в первом полугодии 2015 года было зарегистрировано более 16 тысяч малых предприятий и более 19 тысяч индивидуальных предпринимателей. В основном, они заняты в торговле, именно этот сектор, в основном, обеспечивает доходность малого предпринимательства в целом, рассказала и.о. начальника департамента предпринимательства и развития потребительского рынка администрации Иркутска Наталья Сизых. Среднемесячная зарплата – 19 тысяч 879 рублей, это почти на 10% выше показателей прошлого года, среднее количество работников – 82 тысячи 667 человек, показатель нынешнего года также выше прошлого, на 3%. Администрация города участвует в программе «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Иркутске», в рамках которой выдаются субсидии. На сегодняшний день выдано 14 субвенций на сумму в 4 миллиона рублей. Однако денег в этот раз в рамках программы хватило только на первый квартал года, поскольку программу урезали в два раза, заметила начальник отдела поддержки предпринимательства администрации Иркутска Марина Еремеева. Тем не менее, мэрия оказывает и другие виды поддержки бизнесменам: организовывает тренинги, курсы, семинары и тому подобное. Алексей Москаленко согласился с тем, что государство тратит большие деньги на поддержку предпринимателей, но многомиллиардные вливания оказываются неэффективными в ситуации постоянных контрольно-надзорных мероприятий. Это касается предпринимательства в целом. Если говорить о торговле, то малым и средним предприятиям в Иркутске приходится конкурировать с большими сетевыми торговыми центрами, последние, соответственно, имея возможность диктовать ценовую политику, выигрывают. По мнению Алексея Москаленко, именно крупные торговые сети лоббируют принятие норм, которые фактически изживают малый и средний бизнес. «Они забывают о том, что достаточно большое количество рабочих мест создают именно малые и средние предприятия, а им то запрещают чем-то торговать, то устанавливают временные рамки, то создают проблемы с землёй. Все эти изменения чреваты необратимыми последствиями, бизнес чувствует себя в подвешенном состоянии», – отметил бизнес-омбудсмен. Он также подверг сомнению данные о росте зарплат и количестве работников в малом и среднем бизнесе, добавив, что по итогам года, скорее всего, эти динамика будет отрицательной. Это играет и на то, что на рынок трудно выйти местному производителю. Крупным сетям неинтересно работать с фермерами, а вот маленькие павильоны вполне могут реализовывать такой товар. Сокращение их количества и ведёт к тому, что местным товаропроизводителям становится сложнее реализовывать товар. Однако готовых рецептов решения этих проблем нет. «Нужно, чтобы у чиновников, которые за это отвечают, всё-таки в голове немножко поменялись приоритеты, – говорит Алексей Москаленко. – Или мы хотим, чтобы развивался малый и средний бизнес, либо мы будем продолжать его, по сути дела, гнобить». Позиция мэрии несколько иная: в администрации ставку делают на иные направлении. Так, в этом году субсидии получили предприятия обрабатывающего производства, фирмы, занятые в образовании и здравоохранении, а также во внутреннем туризме, отметила Марина Еремеева. По её мнению, если не поддерживать производственный бизнес, он самостоятельно не встанет на ноги. Но если есть производство, должен быть и рынок сбыта, в противном случае производитель просто не сможет реализовать свой товар, потому торговлю нужно поднимать в первую очередь, считает председатель совета некоммерческого партнёрства «Малые предприятия Иркутской области» Валентина Сокова. Ситуацию нужно и можно менять на региональном и муниципальном уровне, просто следуя федеральному законодательству, считает она. «Мы постоянно обо что-то спотыкаемся. Каждый раз с приходом новой власти то, что было наработано, разрушается, устанавливаются новые правила. И такая ситуация складывается не только в торговле, сложно и в перевозках, и в сфере общепита», – комментирует Валентина Сокова. Председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов отметил, что решить проблему в России можно, только если на это будет политическая воля. Дело не только в налогах, они являются лишь малой частью того бремени, что несёт на себе бизнес. Отечественному предпринимателю, например, элементарно создают сложности постоянно меняющиеся тарифы на ЖКХ. «Малый и средний бизнес занимает 5% от валового регионального продукта, а должен составлять 45-50%. Мы видим, что даже самый лёгкий и быстро оборачиваемый капитал – розничная торговля – и то загибается, то о каком развитии малого бизнеса вообще можно говорить? Никакого производства не будет, – считает он. – На сегодняшний день ситуация, которая имеет место быть для развития малого и среднего бизнеса, является агрессивной как никогда». По мнению Ильдуса Галяутдинова, властям необходимо обратиться к компетентным учёным, исследователям и изучить ситуацию предметно и на этой основе предложить варианты развития малого и среднего бизнеса, формирования среды для этого. Это решить системные вопросы, заключил он. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Тэги: |