Антимонопольщики: итоги и новые правила игры |
Автор: По инф. Телеинформа |
07.02.2012 19:29 |
Итоги работы управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области за 2011 год подвели во вторник на пресс-конференции руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина и ее заместитель Александр Кулиш. Рассматриваемые вопросы касались, в частности, нарушений, выявленных в сфере бизнеса, а также рассмотрению «третьего антимонопольного пакета» поправок, начавшего действовать 7 января. Поправки более четко регламентируют то, «как, с одной стороны, облегчить участь бизнеса, когда нарушения были допущены неумышленно, с другой – как наиболее серьезно наказать злостных нарушителей антимонопольного законодательства», – отметила Валентина Заморина. Отдельно представители УФАС рассмотрели случаи нарушения рекламного законодательства. По словам Валентины Замориной, сейчас бизнес сам учится защищать себя, обращаясь в антимонопольные органы. Однако многие такие заявления не имеют под собой оснований. Так, в 2011 году в иркутское управление ФАС поступило 287 обращений о нарушении антимонопольного законодательства. Эта цифра меньше, чем в 2010 году, когда было рассмотрено 332 антиконкурентные ситуации. За злоупотребление доминирующим положением – дело касается хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке товара свыше 35% – было подано 226 заявлений. После рассмотрения обращений отказано было в 191 случае. «Причиной этого служит то, что бизнес где-то недорабатывает, или заявление подают, не разобравшись в ситуации и перекладывая это полностью на УФАС, – отмечает Валентина Заморина. – Такая позиция отрицательно сказывается на работе ведомства, так как на проведение расследований требуется много времени и сил». Однако на основании заявлений было возбуждено 35 дел, еще два возбудили по инициативе УФАС. Наиболее показательными в прошлом году были дела, связанные электроэнергетикой. Например, ОАО «Витимэнерго», который раздал технических условий больше, чем может получить электроэнергии как по мощности, так и по количеству. Вследствие этого начались отключения: выдача ограничений и создание преимущества одному золотодобывающему предприятию и дискриминационных условий другим таким предприятиям. Кроме того, «Витимэнерго», зная, что у него дефицит электрической мощности, выдал в конце 2010 года технические условия на подключение новых объектов. Другое направление – проблемы, связанные с технологическим подключением граждан и субъектов предпринимательства. На рынке появились физические лица, которые оказывают платные услуги. В таких случаях, по словам Валентины Замориной, имеют место множество недоговоренностей и нарушений. Также руководитель Иркутского УФАС отметила, что практически исчезли случаи, когда ВСЖД отказывала в предоставлении вагонов, сейчас бизнес Приангарья приобрел приватные вагоны. Нарушения антимонопольного законодательства, выявленные в Приангарье в прошлом году, касались также сферы недобросовестной конкуренции: Иркутское управление ФАС рассмотрело 48 таких жалоб, дела возбуждены по 15 из них. Например, на автозаправке, принадлежащей ИП Зубович, заявленные на стелле цены на бензин не соответствовали истинным и были занижены. Сейчас предписание антимонопольной службы исполнено, информация дается достоверная. Еще один пример недобросовестной конкуренции – реклама «У всех бе да ме, а у нас мебель», размещенная в Иркутске. Конкуренты предпринимателя, разместившего такой лозунг, заявили, что они также работают на рынке мебели, поэтому информация о том, что мебель продается только в указанном в рекламе месте, не соответствует действительности. Наряду с этим Валентина Заморина отметила другие случаи нарушений, например, использование олимпийской символики без договора с правообладателем или физическое ограничение прохода к рыночным конкурентам. Еще одним направлением деятельности антимонопольного органа является рассмотрение заявлений по торгам, связанным с закупками для государственных и муниципальных нужд. С 7 января введена новая норма закона, которая, по мнению Валентины Замориной, должна повысить качество антимонопольного контроля над проведением торгов. Законодатель говорил, что статья 18.1 распространяется на торги, которые обязательны к проведению в соответствии законом, но не являются торгами по размещению заказов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. По закону антимонопольной службе предоставляется право по торгам, не связанным закупкой, в короткие сроки возбуждать дела. В период рассмотрения дела проведение торгов приостанавливается. Если выдается предписание, то до его исполнения торги не могут быть завершены. Например, торги по продаже имущества. Раньше процедура была общая, и к моменту завершения рассмотрения дела и обжалования решения в судах имущество фактически могло находиться у другого хозяйствующего субъекта. В настоящее время, если торги обязательны в соответствии с законом, их проведение при выдаче предписания антимонопольным органом невозможно. В «третьем антимонопольном пакете», по словам Валентины Замориной, с одной стороны, упрощен доступ к государственному и муниципальному имуществу, с другой – установлены более четкие критерии по отбору и процедуре проведения торгов. «Нередко были факты, когда объявляют торги, и приходит один участник, с которым, согласно гражданскому кодексу, заключать договор было нельзя. Теперь даже при одном участнике, если он отвечает требованиям, заключить договор возможно», – отметила руководитель иркутского УФАС. Наряду с этим в 2011 году введены две превентивные меры: предостережение и предупреждение. Первое связано с публичными высказываниями должностных лиц хозяйствующих субъектов, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства. В этом случае им необходимо выдать предостережение о недопустимости нарушения закона. Предупреждение связано с определенными нарушениями по злоупотреблению хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Если антимонопольный орган уже готов возбудить дело по имеющимся признакам, он обязан первоначально выдать предупреждение и предложить ему добровольно устранить нарушения. Это можно сделать и в процессе рассмотрения дела: приостановить его, выдать предупреждение, и если оно будет исполнено, то хозяйствующий субъект не будет привлекаться к административной ответственности с наложением штрафа. Закон, с одной стороны, предоставляя хозяйствующим субъектам некоторые льготы, в то же время устанавливает более серьезные требования к административной ответственности, то есть к сумме оборотного штрафа, представляющего от 1% до 15% от суммы выручки, предшествующей году нарушения. «Надеюсь, сейчас не будет такой ситуации, когда нарушение установлено, суд не отрицает этого, но снижает наложенный штраф с 15% до 1%», – отметила Валентина Заморина. Сейчас в административном кодексе прописано, как рассчитывать оборотный штраф, указан низший предел. В 2011 году по 304 административным делам было наложено более 16 млн. руб. Из них около штрафы на 11 млн. руб. оплачены. Самый крупный штраф – свыше 2,5 млн. руб. был наложен на ООО «Киренск-Авиа». Компания обвиняется в злоупотреблении доминирующим положением, выразившемся в необоснованных отказах от заключения договоров на аэропортное обслуживание авиакомпании «Ютэйр», Нефтеюганскому авиаотряду и другим заявителям. Сейчас «Киренск-Авиа» обжалует штраф в суде. Среди других итогов деятельности УФАС за 2011 год – привлечение к ответственности десяти мэров муниципалитетов Приангарья, а также двух ректоров вузов региона и четырех руководителей федеральных органов власти за нарушение федерального закона № 94 о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Об этом сообщил Александр Кулиш. Кроме того, он рассказал о нарушениях рекламного законодательства, зафиксированных в Иркутской области в 2011 году. Так, возросло количество нарушений в сфере распространения наружной рекламы: в прошлом году их было 36, что на четыре больше, чем в 2010 году. Кроме того, выявлено 18 нарушений закона о рекламе в Интернете и 32 – в печатных СМИ. Александр Кулиш отметил, что часто это касается новых изданий, которые недавно вышли на рынок, невнимательны в выполнении рекламного законодательства или не имеют необходимой юридической поддержки. Штрафы за подобные нарушения – от 100 тыс. руб. Одним из примеров нарушения закона стала реклама компании «Деметра», занимающейся установкой окон. Согласно рекламной информации, размещенной в интернете, фирма предоставляла скидку 35% на свои услуги. Установлено, что «Деметра» занимается монтажом как пластиковых, так и алюминиевых окон, а скидка распространялась только на пластиковый профиль. Таким образом, сведения в рекламе были недостоверными. Всего по нарушениям закона о рекламе в прошлом году было возбуждено 96 дел, в 2010 году эта цифра составила 149. Штрафов за ненадлежащую рекламу было наложено на сумму четыре млн. руб., более трех млн. руб. из них уже взыскано. |