Оплата покупок по QR-коду: кому и почему это выгодно? |
Автор: По инф. СМИ |
24.10.2024 08:36 |
После ввода санкций россиянам пришлось заново привыкать к необходимости носить с собой банковские карты. А теперь бизнес активно пытается приучить покупателей к онлайн-транзакциям по QR-коду. Зачем это делается и кто получает выгоду, редакции abnews.ru рассказали опрошенные эксперты.
Возможность оплатить покупки по QR-коду в России появилась еще в 2022 году, когда прекратили работать мобильные сервисы. Сначала опция была доступна только в интернет-магазинах, а теперь воспользоваться телефоном покупателям предлагают почти на каждой кассе. И ладно, если бы только предлагали, но иногда подобные обращения от продавцов и официантов становятся настойчивыми и даже требовательными.
Все дело в том, что обслуживающий персонал может получать указания от руководства настойчиво предлагать клиентам оплачивать покупки или заказы через QR-код. Иногда от количества таких транзакций зависит и премия сотрудника. Об этом рассказала сотрудница сети «Магнит Косметик» Виктория З. (имя изменено). Поэтому ситуации с якобы неработающим терминалом не редкость. И способ на самом деле рабочий – ждать, как это сделала наша героиня, однако на такой ход решатся не все. Бизнесу – деньгиОсновная причина, по которой торговые точки предпочитают, чтобы клиенты оплачивали не банковской картой через терминал, а с помощью QR-кода, заключается в эквайринговых комиссиях. С каждой полученной суммы магазин, кафе или другое заведение выплачивает банку процент от сделки. И в случае оплаты по QR-коду отдавать приходится существенно меньше – всего 0,4–0,7%. Разница может показаться незначительной, но, по словам бизнес-консультанта Магдалены Кузнецовой, при большом объеме продаж бизнес может сэкономить сотни тысяч рублей.
При этом в стоимость товара или услуги в любом случае закладываются максимальные издержки, то есть бизнес получает больше прибыли. Есть и другие преимущества: например, кассиру не нужно иметь под рукой терминал для карт, что делает процесс более гибким, упрощает взаимодействие с банком и налоговой системой. К тому же QR-коды позволяют принимать платежи в любом месте и в любое время, что особенно удобно для мобильных торговых точек и мероприятий.
Есть нюансыДля самих покупателей все не так однозначно. Пластиковая карта, конечно, не нужна – как и в старые добрые времена, оплата проходит через телефон. Вот только просто приложить телефон к терминалу не получится; для использования QR-кода необходимо сначала запустить приложение, навести камеру на QR-код и дождаться подтверждения операции. Сделать это без доступа к Интернету, кстати, не получится. Не все пользователи имеют необходимые технические навыки для работы с QR-кодами. С другой стороны, оплата через QR-коды оказывается достаточно защищенной историей. По словам старшего преподавателя кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Галины Платуниной, это позволяет повысить уровень безопасности транзакций.
С финансовой точки зрения для покупателей такой способ платежей может быть не всегда оправдан. Для банков оплата с помощью QR-кода рассматривается не как покупка, а как перевод. Поэтому никаких бонусов за эту операцию не предоставляется. При оплате кредитной картой банк может взимать дополнительные комиссии или увеличенные проценты – эту информацию покупателям стоит заранее уточнить у самой организации.
Тем не менее, бизнес пытается нивелировать этот нюанс своими силами. Все чаще владельцы предлагают клиентам собственные скидки и бонусы. Если такие акции превысят кэшбэк, то это может смягчить ситуацию. Иногда банки все же предоставляют скидки за оплату по QR-коду, если действует какая-либо социальная акция, например, на оплату проезда. Выбор за каждымОсновная проблема QR-кода – навязчивость продавцов. Терпеть, когда на кассе проявляют излишнюю настойчивость, по мнению юриста Лидии Нуждиной, не стоит. Продавец обязан предоставить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов, а также наличными по выбору потребителя. Это указано в статье 16.1 Закона «О защите прав потребителей».
Выбирать способ оплаты каждый клиент должен самостоятельно, основываясь исключительно на личных предпочтениях. Закон в этом случае полностью на стороне потребителей. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Сон – важная часть в режиме дня каждого человека. Он влияет на физическое и психическое здоровье, производительность и настроение. Согласно исследованиям, среднестатистический человек тратит на сон около одной трети своей жизни. Такой значительный временной промежуток подчёркивает важность качественного сна и его влияние на общее самочувствие, поэтому важно обеспечить все условия для полноценного отдыха, напоминают сомнологи. |