В Бурятии подвели итоги конкурса на создание зон экономического благоприятствования. Рост выездного потока в 2010 году составит не более 4%, а цена турпакетов будет расти, отмечают эксперты.
***Восток-Телеинформ: Республиканским агентством по туризму проведен конкурс среди муниципальных образований по отбору заявок на создание зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (ЗЭБ ТРТ) в Республике Бурятия. Как сообщает республиканское агентство по туризму, на конкурс было подано 11 заявок от районов республики, в итоге отобрано 5. В частности, свои заявки представили МО «Город Улан-Удэ», МО «Город Северобайкальск», МО «Северо-Байкальский район», МО «Баунтовский район», МО «Прибайкальский район», МО «Тункинский район», МО «Иволгинский район», МО «Заиграевский район», МО «Курумканский район», МО «Окинский район» и МО «Город Гусиноозерск». Лучшими признаны проекты Северо-Байкальского, Заиграевского, Тункинского районов, городов Улан-Удэ и Северобайкальск. На территории создаваемых зон экономического благоприятствования будет осуществляться туристско-рекреационная деятельность. Для чего будут создаваться объекты туристской, транспортной и инженерной инфраструктуры. Для этого будут привлекаться частные инвестиции и созданы благоприятные условия для резидентов. В первой декаде декабря планируется презентация главами муниципальных образований проектов зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа на координационном совете по инвестиционной деятельности при Правительстве РБ.
***Туринфо: Рост выездного потока в 2010 году составит не более 4%, а цена турпакетов будет расти. Такой прогноз озвучил на II ежегодной конференции «Туристический бизнес в России», прошедшей в четверг в отеле «Арарат Парк Хаят», президент компании «ВАО "Интурист"» Александр Арутюнов.
«Уже в конце этого года уровень потребительской уверенности, который постепенно падал в 2008-2009 годах, начал расти. Будет расти он и в следующем году. Но в стоимостном выражении рост выездного потока составит только около 4% по отношению к 2008 году», – считает эксперт. По мнению А. Арутюнова, падение показателей туркомпаний в 2009 году в денежной массе гораздо больше, чем по объемам отправленных туристов: «по деньгам» произошел спад до 30%. «Спрос, очевидно, сместился в сторону туров среднего и нижнего ценового сегмента», – говорит эксперт, – на что операторы отвечали соответственно гибкой ценовой политикой». Сокращение доступа операторов к кредитам привело к тому, что до сих пор туристический мир видит неплатежи поставщикам и снижение маржинальности продаж.
«Говорить об окончании кризиса еще рано: если в 2009 году операторы держались за счет успеха предыдущих лет, то в 2010 этих ресурсов может не хватить. Наиболее очевидные последствия мы увидим весной-летом 2010 года: рынок будет подчищаться», – считает А.Арутюнов.
А вот прогноз Александра Плешакова, председателя совета директоров «Трансаэро», более оптимистичный – по его мнению рост составит 10-12%. «Можно констатировать очевидное завершение периода активного спада объемов, появление и развитие дополнительных возможностей роста турбизнеса – оно определяется как снижением цен на отели (по нашим данным – на 10-20%), серьезным снижением стоимости перевозки (от 25 до 40% в 2009 году), так и отложенным из-за кризиса спросом». Правда непонятно, успеют ли операторы воспользоваться сложившимся положением дел – в 2010 году, по прогнозам А. Плешакова, продолжится рост цен на авиатопливо (до 20%), а неизбежный рост цен на турпакеты заставит операторов более гибко и более эффективно управлять процессом ценообразования, хотя и повысит доходность участников туррынка. Эксперт отметил также, что все крупные и почти все средние участники рынка преодолели тяжелый 2009 год – но с разной долей успешности. Активный рост, по мнению А. Плешакова, показали «Интурист» и «Пегас Туристик», системно продолжили развитие «Натали Турс» и Coral Travel, «вынуждены перегруппировывать свои ресурсы перед следующим этапом своей деятельности» TEZ Tour и «Капитал Тур», а также особо отметил эксперт, что наступил новый положительный этап развития в компании «Нева».
В целом, несмотря на оптимистичные заявления, российские операторы понимают, что грядущий год будет нелегким. Многие соглашаются со статусом весенне-летнего периода 2010 года как часа «икс» для туристического рынка: не исключается даже, что именно весной туристический мир увидит ряд банкротств крупных компаний.
Ирина Шульга
|