Михаил Щапов: "До сих пор у государства нет четкого видения будущего Байкала" |
Автор: По инф. Телеинформа |
14.09.2017 18:08 |
Депутат Государственной думы Михаил Щапов, выступая на Байкальском международном экологическом водном форуме, подчеркнул необходимость формирования государственной стратегии в отношении Байкала. По его мнению, отсутствие четкой парадигмы развития Байкальской природной территории уже привело к бессистемному формированию правовой базы, регулирующей охрану озера Байкал и деятельность на БПТ, и как следствие к большому числу противоречий между законами и подзаконными актами. Михаил Щапов обратил внимание участников форума на то, что Байкал — уникальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО не только в силу его природной ценности, но и ввиду степени освоенности побережья. В центральной экологической зоне Байкальской природной территории проживают более 130 тысяч человек. – Ни до, ни после включения его в список Всемирного наследия ни одна страна не брала на себя охранные обязательства по отношению к такому огромному участку своей территории, с таким населением и экономической активностью. Необходимо систематизировать и обсудить этот опыт на международной площадке, – отметил депутат. Однако, сообщает пресс-служба Михаила Щапова, до сих пор у государства нет четкого видения будущего Байкала и прилегающей территории. Поэтому сформированная на сегодняшний день правовая база полна противоречий и пробелов. – Яркий пример такого пробела: нигде законодательно не определено, что такое «территория, занимаемая объектом всемирного природного наследия». Но это не мешает различным органам «применять» данное понятие по своему усмотрению. Так, в Ольхонском районе на него и статью 27 Земельного кодекса РФ ссылается прокуратура района, оспаривая законность предоставления земель в собственность гражданам. На него же ссылаются и регистрирующие органы, отказывая в регистрации права собственности на земельный участок, – сообщил Михаил Щапов.
Он также указал на то, что значительная часть правовой базы — это постановления, приказы и инструкции министерств и ведомств, которые часто не имеют научного обоснования, вообще не обсуждаются публично, — конечное решение за чиновниками. – При их принятии не проводится аудит правовой базы, отсюда нестыковки с другими документами, дублирование, слабая правоприменительная практика. Пример тому: шестьдесят третий приказ Минприроды РФ, более известный как приказ «о дистиллированной воде». Как показала практика, нормативы, утвержденные приказом, недостижимы на практике. А Росприроднадзор, требуя обеспечить очистку сточных вод, запрещает установку локальных очистных, потому что они не удовлетворяют существующим нормативам, – подчеркнул депутат. В своем выступлении Михаил Щапов сделал акцент на то, что в существующей правовой базе объектом регулирования и охраны является сам Байкал, но ни в одном документе объектом охраны не являются интересы населения, проживающего на берегах Байкала. Поэтому местное население живет в условиях тотальных ограничений и обязательств, серьезно осложняющих повседневную жизнь. Однако системы компенсаций этих ограничений и дополнительных расходов, связанных с ними не существует. Депутат напомнил, что согласно поручениям президента, будут внесены некоторые правки в существующие законы. Но, по его мнению, необходим более масштабный аудит правовой базы по Байкалу. – Мы наглядно убедились, что без стратегического видения будущего Байкала мы рискуем снова получить противоречивое, полное пробелов регулирование. Считаю, что самое главное сейчас – разработка Стратегии развития Байкальской природной территории, на которую будут нанизываться законы, планы развития, территориального планирования и так далее. Отмечу, что уже проделана масштабная и глубокая работа по проекту «Великое озеро Великой страны». Будет странно не учитывать этот труд. Откладывать формирование стратегического видения будущего Байкальской природной территории уже нельзя. Сейчас мы пришли к той точке, когда его отсутствие становится просто опасным, – резюмировал Михаил Щапов. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Тэги: |