Топор в сердце |
Автор: Телеинформ, Татьяна МИЛЬШИНА |
15.07.2011 09:19 |
Остров Ольхон – сердце Байкала. Это священное место таит в себе множество легенд и загадок. Сакральность, особая энергетика, богатая флора и фауна каждое лето притягивают к себе тысячи туристов. Поэтому нынешняя экологическая ситуация с островом, мягко говоря, возмутительна. Очевидно, что Ольхон нуждается в защите от нерадивых туристов. На этой неделе Виталий РЯБЦЕВ, заместитель начальника Прибайкальского национального парка по науке предложил запретить въезд личного автотранспорта на остров. «Ирткуская Торговая газета» приводит развернутое мнение авторитетного ученого — а также комментарии экспертов-туроператоров: насколько эффективна и возможна эта радикальная мера.
Заместитель начальника Прибайкальского национального парка по науке Виталий Рябцев: «Остров Ольхон должен быть закрыт для личного автотранспорта» Поступили первые результаты исследований ученых Прибайкальского национального парка, которые определяют масштабы экологической катастрофы на острове Ольхон, вызванной многолетним наплывом неорганизованных туристов. Общая деградация животного и растительного мира Ольхона подтверждается конкретными фактами: под топором туристов-вандалов гибнут многовековые лиственницы, местные жители травят орлов-беркутов. Напомним, ольхонская экспедиция иркутских биологов и ботаников началась в начале июля в рамках долгосрочного экологического проекта «Чистые берега Байкала», который с 2007 года реализуется в акватории Малого Моря. Как сообщил руководитель экспедиции, заместитель начальника Прибайкальского национального парка по науке Виталий Рябцев, по результатам полевых работ ученые планируют определить степень негативного воздействия человека на флору и фауну Ольхона, нанести на карту места, где неорганизованным туристам будет запрещено ставить палатки, разводить костры, передвигаться на автомобилях. Одно из таких мест расположено в нескольких километрах от поселка Хужир, оно представляет собой заболоченный луг посреди небольшой лагуны и покрытый уникальными растениями песчаный пляж. В прошлые годы на Байкале гнездились стаи птиц редких видов, в том числе занесенные в Красную книгу. Сегодня орнитологи бьют тревогу – гнезда пустуют. – Того обилия птиц, которое мы наблюдали еще 10 лет назад, уже нет, – говорит Виталий Рябцев. – Особую опасность для флоры и фауны ольхонских дюн представляют автомобили-внедорожники и квадроциклы. Глубокие раны от протекторов на тонком растительном покрове мы находим повсюду, шум моторов распугивает птиц. В таких местах мы планируем установить щиты, которые сообщали бы людям, что место является ценным для исследователей, что движение транспорта здесь запрещено. Гулять пешком, загорать, рыбачить – пожалуйста, а вот ставить палатки, жечь костры нельзя категорически. Вторая опасность – расширение поселка Хужир, насколько мне известно, под строительство могут уйти земли вплоть до песчаных бугров, это приведет к полному исчезновению птиц. Еще один негативный факт, отмеченный в первые дни экологических исследований – вероятная гибель гнездящихся на Ольхоне орлов-беркутов. – Этот гнездовой участок я наблюдаю еще с 1981 года, – комментирует Виталий Рябцев. -. Орлы являются священной птицей для местных жителей, люди никогда не причиняли пернатым хищникам вреда, но эта пара, по всей видимости, погибла на волчьей приваде. К нам поступила устная информация, что волки наносят ущерб домашнему скоту, и местные жители разбросали на тропах отравленное мясо, вот только зимующие на острове орлы-беркуты в выборе пищи менее осторожны, чем четвероногие хищники. Подозреваю, что уникальная пара, за которой я наблюдал столько лет, была случайно отравлена людьми. Также у членов экспедиции есть примеры сознательного уничтожения уникальных природных объектов. Дерево Торжество Жизни, упав на землю уже в зрелом возрасте, сотни лет продолжало расти с почти полностью переломленным стволом. Однако туристы отпилили поддерживающие его ствол ветки. У дерева Лапа Орла отрублены «когти»-корневища, что также может привести к его гибели, а под Стражем Ольхона, расположились палатки экологического лагеря. Большой ущерб причинен самому известному ольхонскому дереву – Пауку. Оно представляет собой девять лежащих на земле стволов одного дерева, когда-то сломленного ураганом. В обычных условиях лиственницы не размножаются вегетативно, это произошло в данном случае благодаря уникальному совпадению множества факторов. Участники экспедиции обнаружили, что на одном из стволов содрана кора и вырезана надпись: «Аня, я тебя люблю!» Многие вандалы, предполагают ученые, просто не задумываются, какой уникальный памятник природы уничтожают в очередной раз, когда рубят на дрова ветку уже высохшего на их взгляд дерева или съезжают на машине с дороги в дюны. Взывать к совести туристов-дикарей участники экспедиции уже не считают целесообразным. По итогам полевых исследований, которые продлятся до конца июля, сотрудниками Прибайкальского национального парка будет подготовлен подробный доклад о состоянии флоры и фауны Ольхона. Этот документ может стать основанием для дискуссии ученых, экологов и представителей власти о необходимости ограничения въезда территорию острова. – Остров должен быть закрыт для личного автотранспорта, – уверен Виталий Рябцев. – Никакой другой вид туризма, кроме экологического, здесь неприемлем. Телеинформ КОММЕНТАРИИ ТУРОПЕРАТОРОВ Сергей Перевозников, директор базы отдыха «Имение Заречное»: «Природа важнее туризма, будущее важнее текущего» Глобально эта идея хорошая и правильная. Но она будет извращена в исполнении, как и большинство задумок. Запрет на въезд личных автомобилей не решит проблемы экологического вандализма. К тому же, не стоит забывать о том, что вред острову часто наносят сами жители. К примеру, в самом пос. Хужир автомобилистов хватает, и они очень часто проезжают по травяному покрову, тем самым разрушая его. Я считаю, что мера, предложенная Виталием Рябцевым, приведет к тому, что поездка на Ольхон станет дороже, чем сейчас. Сравните – в настоящий момент любой желающий может поехать на остров как на маршрутке, так и на личном авто. Полный запрет развяжет руки маршрутчикам, проезд будет стоить уже не 500 рублей в одну сторону, а гораздо больше. Более того, туризм – это основной доход для местных жителей. Запретить поездки, значит, лишить поселян средств существования. Мне видится оптимальный путь решения проблемы в отсыпке нормальной дороги и в проведении экологических троп. Игорь Коваленко, председатель Сибирско-Байкальской Ассоциации Туризма: «Нужно запретить движение транспорта по травяному покрову» СБАТ предлагает несколько способов по экологической защите Ольхона. При этом все меры должны работать в комплексе, только тогда можно добиться заметного результата. Во-первых, нужно отсыпать нормальную дорогу. Я был во многих национальных парках, находящихся в разных частях света: Венесуэле, Кении, Танзании. Там есть как экологические тропы, так и дороги для туристического транспорта. Наличие автодороги на территории парка не повредит ни животным, ни растениям – все культурно и цивилизованно. На мой взгляд, следует ограничить (но не запретить) въезд личного автотранспорта. Если эта мера осуществится, решится еще одна экологическая проблема – мусора. Сейчас на территории Ольхона туристы ведут себя, как вздумается. Все бесконтрольно. Редко кто едет отдыхать и оставляет после себя чистое место. Еще: на острове повсюду открыт прокат квадроциклов. Естественно, что ошалевшие туристы бороздят ольхонские просторы! Еще одна мера борьбы с экологическим вандализмом – установление внушительных штрафов за нарушение правил. На дорогое можно поставить запрещающие знаки и указатели с надписями «Съезд с дороги». Могу вам сказать, что проблема Ольхона обсуждается уже не один год. Решение этого вопроса целиком и полностью зависит от инициативы Думы Ольхонского района. |