Очистительная клизма нашего постмодернизма |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
17.10.2012 10:29 |
Вот я читал недавно про постановку оперы «Евгений Онегин» в Рижском оперном театре. Там герои в основном находятся в кроватях. Иногда в одной на всю сцену, иногда в нескольких – размером поменьше. Так, например, в конце оперы ополоумевший Онегин преследует Татьяну, перескакивая из одной кровати в другую. Совсем как во время детского беспредела в пионерском лагере (когда вожатка отлучилась). В одной из сцен Ленский с Ольгой лежат в кровати с ноутбуком. Татьяна Ларина, кстати, ведет блог. Конечно, можно назвать все это безобразием и хулиганством, но можно просто постмодернизмом. И не ошибешься, и будешь выглядеть при этом приличным и образованным человеком, что для всех приличных и образованных людей, как известно, немаловажно. Есть, кстати, еще одна постановка «Онегина» во вполне себе провинциальном театре, в которой (в постановке) Онегин испытывает к Ленскому гомоэротическое влечение, пытается склонить его к гомосексуальной связи. Ленский вроде бы как и не прочь попробовать такой постмодернизм на себе, но, к сожалению, не в состоянии преодолеть архаичного гетеросексуального влечения к Ольге, что, собственно, и становится причиной его дуэли с Онегиным. Неплохо, кстати, проверить на вшивость такой постановкой все провинциальные культурные города. Посмотреть, как переживет такую интерпретацию классики культурная городская общественность. Мне, например, кажется, что наша могла бы породить массу интереснейших реакций на такой вот постмодернистский выхлест. Ну а теперь главный постмодернисткий прикол этого текста. Вы думаете, к чему я это все? Да никогда не догадаетесь. А я это все к проблеме… иркутского бабра. Да-да. Краткое содержание предыдущих, далеко не постмодернистских серий. Проект статуи бабра, предложенный (по слухам, подаренный) всемирно известным скульптором Даши Намдаковым Иркутску, не подошел иркутским депутатам. Они увидели в нем не «каноническое изображение», а «взгляд художника», что, кстати, уже является большим достижением для народных избранников. В намдаковском варианте, в котором бабр представлен как этакий шкодный зверек, явно не столько добывший соболя на охоте, сколько укравший его, депутаты все-таки увидели не издевательство над Иркутском, его культурой и над ними, депутатами, а «взгляд художника», можно сказать, что произведение искусства. Уже молодцы. Молодцы, правда, вежливо отказались от намдаковского бабра, предпочтя «реалистического бабра». Это феноменальное выражение несколько раз прозвучало в общественной дискуссии, возникшей по поводу сего арт-объекта. Учитывая, что бабр (о чем известно каждому иркутянину) является по сути фантастическим животным, понятие «реалистического бабра» звучит очень круто. Так вот, к постмодернизму. Есть одна важная вещь, о которой, кстати, не очень любят говорить постмодернисты – довольно жесткая зависимость постмодернизма от цинично пользуемой им классики. Объясню очень просто. Для того чтобы понять и восхититься смелостью режиссерского решения – Онегин жаждет Татьяну как блогершу или Онегин хочет Ленского как мужчину – надо знать классическую, каноническую версию «Евгения Онегина». Иначе не поймешь неканоническую. Увы, но для того, чтобы получить полный кайф от шкодного и укравшего соболя бабра Намдакова, надо знать про пресловутого канонического бабра, который, как известно, крут настолько, что его хоть сейчас отправляй на стражу российской государственности. Бабр, страж государственности, у нас теперь есть. Так, товарищи иркутяне, пусть будут два бабра. Государственный – бюджетный и постмодернистский – общественный. Пусть на частные деньги иркутского бизнеса и иркутских горожан будет таки установлен в Иркутске намдаковский бабр. Чтобы граждане имели возможность сравнивать – открывать для себя и каноны, и «взгляд художника». Тем паче, граждане и бизнес должны время от времени показывать себе и власти, что они умнее власти. Это очень важно для развития России. Так давайте – покажем. Сделаем власти очистительную клизму постмодернизма на основе собственной инициативности и на свои собственные деньги. Я лично не готов начинать процесс (заводить банковский счет, начинать переговоры со скульптором, с властями), но готов перечислить часть зарплаты на такое благое дело. |