К муниципальной реформе - отнюдь не стройными рядами |
Автор: По инф. Телеинформа |
02.04.2014 17:06 |
1 апреля в Иркутской городской Думе было вовсе не смеха: здесь прошло совместное заседание комиссии по муниципальному законодательству и правопорядку и комиссии по экономической политике и бюджету. Депутаты, а также приглашённые эксперты обсудили проект реформы местного самоуправления, предусматривающей, в частности, отмену выборов мэров крупных городов. В Приангарье под эту категорию однозначно попадает областной центр. Материалы проекта закона «О внесении изменений в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» накануне были отправлены всем депутатам иркутской городской Думы. Однако, как отметил председатель Думы Иркутска Александр Ханхалаев, письменных замечаний и предложений в аппарат Думы так и не поступило.Тем не менее, в ходе совместного заседания комиссий депутаты и приглашённые эксперты выразили убеждение, что проект закона нуждается в серьёзной доработке. Как отметил заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин, новый закон вступает в противоречие со статьёй 12 Конституции РФ, в которой говориться об автономии местного самоуправления от государственной власти. «Однако в последнее время мы наблюдаем процедуру взламывания компетенций муниципальной власти, а традиционные для городской среды вопросы здравоохранения, образования, землепользования и земельного оборота отходят в иные сферы. У системы местного самоуправления есть резервы: это приближение муниципальных сервисных услуг к населению, укрепление материально-финансовой базы местного самоуправления, а также правовая чистота взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. Всё это приблизит Россию к стандартам подписанной нами более 10 лет назад Европейской хартии самоуправления. Обсуждаемый проект закона, на мой взгляд, ведёт к сворачиванию муниципальной демократии и полному упразднению институтов представительной демократии. Власть конструктивно сбалансирована только при наличии дискуссии, а институт сити-менеджмента, предполагаемый проектом закона, в Иркутской области полностью себя дискредитировал». Почётный гражданин Иркутска Борис Говорин предложил понять логику авторов закона: «Я знаком с авторами закона, их нельзя назвать красными командирами с деревянной головой. Это взвешенные эффективные менеджеры. В чём же необходимость этих преобразований? Если логика политическая, то нам и не следует ничего обсуждать. Такое решение будет проведено в жизнь в любом случае. Если же закон должен помочь отстроить отношения муниципального уровня управления, тогда стоит обратить внимание на главное различие между мэром и сити-менеджером. Мэр легитимен. Он вынужден считаться с мнением избирателей, проводит встречи с жителями, слушать чаяния и выбирать приоритеты. Сити-менеджер с народом не встречается. Он связан с волей депутатов, а от того неэффективен». По словам бывшего губернатора Иркутской области, принятие закона приведёт к негативным последствиям. «Необходимо самое серьёзное обсуждение закона. Я удивлён, почему Людмила Михайловна Берлина подписала письма в поддержку закона. Мы с ней много работали, я считал её конструктивным человеком. Подписывать такие письма - это создавать у Президента иллюзию, что в Иркутской области по поводу проекта закона есть единое мнение. Но у нас нет права на ошибку». Борис Говорин предложил собрать с территорий региона замечания и выступить с консолидированными возражениями в адрес областного Законодательного собрания. Выступившим оппонировал председатель комитета по здравоохранению Заксобрания Андрей Лабыгин. Он обратил внимание депутатов на то, что ошибки при выборах мэров крупных городов также часто случались, а среди сити-менеджеров встречаются эффективные управленцы. «Институт сити-менеджмента достойнейшим образом работает в Улан-Удэ. Отчасти Улан-Удэ управляется лучше, чем Иркутск. Нельзя также говорить о том, что депутаты непременно будут «рулить» сити-менеджером только исходя из своих меркантильных или политических интересов. Ведь у депутатов есть свои избиратели, а значит, депутаты не могут быть менее ответственными, чем мэр. Кроме того, возможность принятия неправильного решения коллегиальным органом гораздо меньше, чем единоличное». Андрей Лабыгин также назвал частое отсутствие взаимопонимания между федеральной властью и муниципалитетами обстоятельством вредным и требующим исправления. Бывшему председателю городской Думы возразил депутат Юрий Коренев, указавший на хронический характер противоречий мэров и губернаторов. «Задачи мэра и губернатора разные. Муниципалитет существует для того, чтобы люди могли отстаивать интересы своей малой родины, а губернатор представляет интересы государства. Если губернатор будет участвовать в назначении мэра, народу нечем будет возразить государству». По итогам заседания члены думских комиссий поддержали предложение мэра Иркутска Виктора Кондрашова отложить дальнейшее обсуждение проекта закона до внесения законопроекта на первое чтение в Госудуму. По мнению депутатов, к этому сроку законопроект должен обрести более чёткие очертания. Оценив первую редакцию законопроекта, в Думе планируют сформулировать замечания и предложения, которые будут направлены в адрес Законодательного собрания области. По инф. Телеинформа
|