Иркутск 2010/2020 вызовы и перспективы |
Автор: Фонд регионального развития Иркутской области | ||
18.02.2010 20:00 | ||
Авторский коллектив: Алексей Козьмин, Николай Потороченко, Константин Григоричев Автор идеи: Сергей Беспалов Введение Экономический кризис заставил переосмыслить подходы к управлению, как предприятиями, так и территориями. Основной задачей, поставленной федеральной властью, стала модернизация экономики России. Ее решение невозможно без перехода к новой системе управления, которая коренным образом отличается от советской. Управление большим современным городом – задача сложная. В Советском Союзе не готовили (а в современной России пока еще не готовят) профессиональных сити-менеджеров. Поэтому, говоря об эффективном управлении городским развитием, приходится опираться на имеющуюся российскую и зарубежную практику, на успешный опыт городов, которые в последние 10 -15 лет смогли сделать существенный шаг вперед. Принципиальное отличие современного подхода в управлении городом от советского заключается в том, что сити-менеджер рассматривает город, как субъект конкуренции, планирует и осуществляет его развитие. Сегодня уже недостаточно обеспечивать простое функционирование городских систем – транспорта, энергоснабжения, ЖКХ, социальной сферы. Необходимо выявлять конкурентные преимущества, определять специализацию города в межрегиональной кооперации, делать город привлекательным как для инвесторов, так и его жителей. Обострившаяся конкуренция за человеческий ресурс заставляет современного управленца думать о том, как обеспечить конкурентоспособное качество жизни, сделать город интересным для людей. Такой подход требует новых технологий в городском управлении, которые до настоящего времени в городе Иркутске не применялись. Мировой опыт показывает, что для эффективного управления городом, необходимо общее видение будущего его жителями. Исходя из этого, авторы доклада поставили перед собой цель предложить городскому сообществу свое видение проблем Иркутска как большого современного города и путей их решения. Мы предлагаем активным иркутянам подключиться к обсуждению или предложить свои варианты развития нашего города. Анализ ситуации Нами был проведен сравнительный анализ основных социально-экономических показателей по семи городам в динамике за последние годы. Для сравнения с Иркутском были взяты следующие города: Томск, Кемерово, Красноярск, Улан-Удэ, Ангарск и Братск. Все данные для анализа были взяты из открытых источников – государственная статистика, официальные сайты муниципальных образований, данные Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ). На основании проведенного анализа и построенных диаграмм (выделены в отдельное приложение), мы сделали следующие выводы:
Стратегическая цель: Обеспечение устойчивого опережающего развития Иркутска по отношению к другим городам Сибири и Дальнего Востока. «Большой Иркутск - столица Сибири» Направления развития (задачи): 1.Устойчивый миграционный приток квалифицированного молодого населения. Динамически положительный миграционный баланс. 2.Опережающий рост инвестиций в приоритетные отрасли экономики (в сравнении со средними показателями по СФО и ДВФО). 3.Комплексное развитие территории, относительное снижение стоимости жилья при повышении качества социальных услуг 4.Изменение эмоционального настроя населения, вовлечение горожан в проекты развития. Возможные специализации Иркутска на территории Сибири и Дальнего Востока 1.Центр межкультурных коммуникаций 2.Центр управления проектами нового освоения Сибири и Дальнего Востока 3.Центр оказания высокотехнологичных социальных услуг 4.Транспортный центр 5.Образовательный, научный, инновационный центр Экономическая политика Исходя из анализа текущей ситуации, федеральных стратегических документов, имеющихся в городе возможностей, существующих и перспективных рынков, а также исторической ретроспективы городской экономики можно выделить следующие приоритетные отрасли: Инновационная экономика и образовательные услуги Имеющийся научный потенциал и образовательные учреждения позволяют развивать данное направление в городе Иркутске. Однако для этого необходимо выделить приоритетные направления инновационной деятельности среди имеющихся исследований и разработок, а также объединить высшие учебные заведения Иркутска по направлениям для обеспечения их конкурентоспособности на федеральном уровне. Необходимо получение статуса федерального исследовательского университета. Это позволит участвовать в специализированных грантовых программах и привлекать научные кадры по выбранным приоритетным инновационным направлениям. Для обеспечения комфортной среды обитания студентов, аспирантов и молодых ученых нужно обеспечить строительство университетского кампуса, соответствующего мировым стандартам. Развитие конкурентоспособной сферы образовательных услуг позволяет привлекать перспективную молодежь из других регионов страны и закреплять их впоследствии в городе через участие в исследовательских программах и решение вопросов предоставления жилья. При успешной реализации данное направление должно стать одной из специализаций Иркутска в Сибири и на Дальнем Востоке. Индустрия гостеприимства, сфера услуг и событийная экономика Иркутск обладает существенным въездным туристическим потоком. Это и туристы, отдыхающие на Байкале, и представители бизнеса и органов власти, приезжающие для участия в конференциях, совещаниях, форумах. Однако соответствующая инфраструктура на уровне мировых стандартов пока не развита. При предоставлении услуг надлежащего качества, Иркутск может претендовать на специализацию по данному направлению для России и Юго-Восточной Азии. Учитывая опыт организации событийных мероприятий (фестиваль «Звезды на Байкале», Байкальский экономический форум и т.п.) возможно дальнейшее развитие индустрии гостеприимства. Регулярные событийные мероприятия создают стабильную загрузку средств размещения и сферы услуг, а также положительно влияют на внешний имидж города. Для комплексного развития данного сектора экономики, а также обеспечения качества жизни в Иркутске необходима развитая сфера услуг. Сегодня в нашем городе услуги предоставляются в основном на уровне других крупных городов России. Однако услуги в области спорта, детского досуга, дополнительного образования пока развиты недостаточно. Есть потенциал для улучшения качества услуг и в других областях. Критическим условием для развития индустрии гостеприимства и событийного туризма является решение логистических вопросов – развитие аэропорта и железнодорожного узла города Иркутска. Пищевая промышленность и торговля Поскольку Иркутск и Иркутская агломерация являются развитым и емким рынком сбыта (около 1 млн. потребителей) необходимо дальнейшее развитие пищевой промышленности. Иркутск может специализироваться на изготовлении экологически чистых продуктов питания с высокой добавленной стоимостью. В перспективе рынок отечественных продуктов питания будет расти вследствие импортозамещения. Данная отрасль уже сейчас занимает существенное положение в городской экономике и является перспективной в дальнейшем. Иркутск существенно отстает от других регионов по наличию современных форматов торговли. Привлечение в город крупных федеральных ритэйлеров позволит увеличить доходную базу бюджета и снизить цены на потребительском рынке. Высокотехнологичные производства Высокая культура производства, наличие инновационного сектора экономики и квалифицированных кадров позволяет развивать в Иркутске высокотехнологичные производства. Для привлечения инвестиций в промышленность такого типа необходимо создание определенных преференций для инвесторов. В частности – снижение налоговых выплат, предоставление готовой инфраструктуры и технопарков и т.д. * * * По каждой из приоритетных отраслей экономики должны быть приняты нормативные акты и целевые программы городского уровня, содержащие конкретные меры поддержки. Кроме этого должна совершенствоваться и реализовываться в дальнейшем городская программа поддержки малого и среднего бизнеса. Градостроительная политика Город Иркутск имеет современный и проработанный генеральный план развития. Однако его требования зачастую не выполняются, и он является формальным документом, а не руководством к действию для городских властей. Для повышения качества городской среды и конкурентоспособности городской экономики необходимо изменение градостроительной политики. Необходимо провести ревизию выделенных под застройку земельных участков. Неиспользуемые земельные участки с нарушением сроков освоения, выделенные в аренду, должны быть возвращены в муниципальный земельный фонд с последующим выделением новым застройщикам. По неиспользуемым земельным участкам, находящимся не в муниципальной собственности, необходимо проведение переговоров с инвесторами с целью определения их дальнейшего использования. Комплексное развитие застроенных территорий Иркутск имеет большую территорию, которая используется неэффективно. Как правило, застройщикам предоставляются участки для так называемой «точечной застройки», хотя при реализации комплексных проектов развития застроенных территорий легче решать вопросы общего благоустройства, сохранения зеленых зон, развития социально-бытовой инфраструктуры. Необходимо, используя возможности градостроительного кодекса, на конкурсной основе привлекать крупных инвесторов к развитию застроенных территорий (части предместий Рабочего и Марата, улицы Радищева, берега реки Ушаковки, частная застройка в микрорайоне Ново-Ленино и т.п.). Деревянное домостроение и частная застройка В городе имеются большие территории, застроенные деревянными домами. Деревянное домостроение является изюминкой города Иркутска, создает его уникальный облик. Иркутску необходима отдельная политика и нормативные акты в сфере частного домостроения. В среднесрочной перспективе необходимо полное благоустройство частного жилищного фонда, в том числе с использованием современных индивидуальных энергосберегающих систем жизнеобеспечения. Для этого необходимо принятие отдельной целевой программы. Исторический центр Здания, являющиеся памятниками истории и архитектуры, должны быть отреставрированы с привлечением частных инвесторов, которые могут затем получить эти здания в собственность. Ветхие и аварийные постройки необходимо снести, предоставив эти земельные участки на конкурсной основе застройщикам под строительство новых зданий с сохранением общего архитектурного облика. Стихийные уличные рынки (например, на Софьи Перовской) должны быть ликвидированы, незаконно захваченные участки земли освобождены, строения снесены. Необходимо ограничить высотность строительства (в том числе при реконструкции объектов) до пяти, а в некоторых местах – до двух этажей. Это позволит сохранить профиль исторического центра и его архитектурный облик. Строительство в историческом центре должно быть жестко ограничено. Недопустимо дальнейшее строительство торговых и офисных зданий, создающих дополнительную нагрузку на дорожно-транспортную сеть. Инфраструктура Транспорт Необходимо в соответствии с генеральным планом Иркутска принять городскую целевую программу развития транспортной инфраструктуры, которая будет включать в себя строительство внутригородских скоростных магистралей (заложены в генеральном плане), организацию двухуровневых развязок, парковок во всех районах города. Схема движения автомобильного транспорта в Иркутске должна быть реорганизована. Сегодня основная нагрузка на городские дороги создается транзитным транспортом, связь между городскими районами осуществляется только через центр города. Для более эффективной организации городского общественного транспорта необходима ревизия его маршрутов, переход на транспортные средства большей вместимости для снижения общего городского трафика. Необходим перенос автовокзала и его совмещение с железнодорожной станцией для организации современного пересадочного узла. Такой узел можно было бы создать на базе станции Иркутск-Сортировочный, где останавливается большая часть пассажирских поездов и имеются прилегающие земельные участки для организации автовокзала. Движение личного транспорта в центре города должно быть ограничено. Для этого необходимо разработать и принять специальный регламент движения и контролировать его соблюдение. Ограничение движения личного транспорта можно вводить только после строительства необходимого числа парковочных мест в пешеходной доступности от исторического центра и остановок общественного транспорта. Водоснабжение и водоотведение В Иркутске необходимо провести реконструкцию городских очистных сооружений и построить резервный водозабор. Эти проекты предусмотрены генпланом, однако не реализуются по причине отсутствия финансовых средств. Возможности привлечения финансирования для этих и других проектов описаны в разделе «Ресурсы развития» Теплоснабжение, электроснабжение С целью экономии средств городского бюджета необходимо внедрение в городское хозяйство энергосберегающих технологий. Кроме простой установки приборов учета, нужно внедрять автоматизированные системы управления энергопотреблением. Данные разработки на сегодня имеются как за рубежом, так и в России. Важным является также увеличение надежности и развитие электрических и тепловых сетей, обеспечение энергомощностями проектов комплексной застройки. Необходима программа по обеспечению выделенных под комплексную застройку площадок необходимой инфраструктурой за счет средств бюджетов разных уровней и энергообеспечивающих компаний. Мусоропереработка Сегодня в Иркутске не производится утилизация твердых бытовых отходов с применением современных технологий. Это влечет за собой как экологические проблемы, так и упущенную выгоду от неиспользуемого вторичного сырья. Необходимо строительство завода по переработке ТБО производительностью 350-400 тысяч тонн отходов в год. Строительство завода возможно на основе муниципально-частного партнерства в кооперации с городами Ангарск и Шелехов. Связь Тарифы на услуги связи в Иркутске высокие по сравнению с другими городами. Необходимо существенное снижение тарифов, особенно на услуги широкополосного доступа в Интернет. Этого можно добиться за счет открытия рынка и привлечения большого количества федеральных операторов услуг связи. Городская среда Общее состояние городской среды имеет ключевое значение в конкурентоспособности города. Она определяет общий эмоциональный настрой горожан, создает возможности для их участия в общественной жизни и городском развитии. Состояние городской среды Иркутска во многом уступает другим городам. Фактически проекты создания городской среды начали реализовываться в Иркутске только в 2007 году, в то время как другие города начали заниматься ими намного раньше. Необходима отдельная городская программа улучшения качества городской среды с привлечением к ее реализации частного бизнеса. В программу могут войти следующие проекты: Городские парки и скверы Иркутск не соответствует нормативам по озеленению (18% от площади города). Для ликвидации этого несоответствия в последнем генплане к территории города были присоединены прилегающие леса. Это не решило проблему отсутствия парков и зеленых зон, как в центре города, так и в микрорайонах. Горожанам негде гулять (в пределах пешеходной доступности). При этом в зеленых зонах происходит как легальная, так и нелегальная застройка. Решать проблему необходимо за счет изменений в проектах планировок микрорайонов и передачи оставшихся площадок под городские парки. Общественные (публичные) места В Иркутске необходима организация обустроенных публичных мест во всех микрорайонах. Это могут быть площади, скверики, придомовые территории, специально оборудованные для свободного времяпровождения горожан и их общения. Организация городских пешеходных зон В Иркутске отсутствуют пешеходные улицы. Попытка сделать таковой ул. Урицкого ни к чему не привела. Необходима организация пешеходных маршрутов в исторических и торговых зонах в центре города. Малые архитектурные формы К ним относятся небольшие скульптурные композиции, элементы оформления фасадов и открытых пространств. Как показывает практика других городов, многие такие проекты становятся городскими символами, способствуют улучшению городского имиджа. В Иркутске практически не применяются из-за крайне консервативного подхода городской администрации. При поддержке властей город могут украсить интересные скульптуры и памятники, созданные за счет сообществ и бизнеса. Гражданская активность и социальный оптимизм Главным ресурсом развития сегодня является человеческий капитал. Повышение его качества – стратегическая задача городской власти, поскольку долгосрочное развитие города невозможно без вовлечения в этот процесс жителей Иркутска. К сожалению, уровень гражданской активности и социального оптимизма в Иркутске невысок. Большинство жителей города не верят в возможность изменения ситуации к лучшему. Доля социально активного населения мала, гражданские инициативы, как правило, не находят поддержки у городских властей. Изменить ситуацию можно только через привлечение горожан к деятельности по модернизации экономики, социальной сферы, среды проживания. Необходимы разработка и реализация ряда мер по повышению гражданской активности населения, улучшению социального самочувствия иркутян:
Территориальный маркетинг Территориальный маркетинг – это инструмент повышения привлекательности города и его «продажи» разным целевым группам (лица, принимающие решения, потенциальные жители, туристы, инвесторы). Правильно организованный маркетинг позволяет существенно повысить объем инвестиций и приток человеческого капитала на территорию. Большое значение имеет бренд города, его продвижение на международном уровне. В Иркутске данный инструмент не используется, и это является дополнительной причиной низкой конкурентоспособности. Необходима разработка и принятие городской программы маркетинга территории с привлечением профессиональных агентств, работающих в этой области. Юбилей Иркутска 350-летие Иркутска должно стать комплексным стратегическим мероприятием, придающим городу ускорение развития и определяющим направление этого развития в долгосрочной перспективе. Это событие при правильной организации может консолидировать горожан, способствовать формированию городской идентичности. Необходимо вовлечь в подготовку к юбилею максимальное количество жителей города. Это можно сделать через поддержку мини-проектов, подготовленных иркутянами и финансируемых из городского бюджета на грантовой основе. На эти цели также возможно привлечение средств некоммерческих организаций. Юбилей – это большое культурное событие, в рамках которого возможна организация разного рода мероприятий, которые впоследствии могут стать периодическими и войти в «визитную карточку» нашего города. Иркутская агломерация Развитие городских агломераций является одним из федеральных стратегических приоритетов. По этому пути движутся Ростов, Самара, Челябинск, Красноярск, Томск, Новосибирск и многие другие российские города. Проект развития Иркутской агломерации содержит в себе дополнительные возможности для города Иркутска. Кроме общего синергетического эффекта межмуниципального взаимодействия и повышения инвестиционной привлекательности территории, он содержит в себе конкретные проекты:
Ресурсы развития Для реализации программы опережающего городского развития потребуется значительный объем финансовых и организационных ресурсов. Несмотря на то, что возможности городского бюджета ограничены, в нем существуют резервы для увеличения эффективности использования средств. Это касается не только возможностей увеличения доходной базы, но и управления издержками (расходными статьями). С помощью внешней аудиторской компании необходимо провести анализ расходов городского бюджета, определение неэффективных издержек и их оптимизацию, а также присвоить городу инвестиционный рейтинг. Аудит должен быть проведен и относительно доходной части бюджета – как налоговых, так и неналоговых поступлений. Необходимо проанализировать эффективность использования городского имущества, разработать политику управления городской собственностью. В результате проведенного аудита должен быть разработан комплекс мер по повышению эффективности бюджета города Иркутска, выработаны основные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу. Финансовые ресурсы также могут быть привлечены за счет областных и федеральных целевых программ. Эти механизмы сегодня используются недостаточно. Активная роль городской администрации не только в реализации, но и в разработке областных и федеральных программ, может способствовать увеличению выделяемых из этого источника средств. Отдельное внимание необходимо уделить разработке проектно-сметной документации для участия в федеральных целевых программах. Из-за отсутствия необходимых документов, Иркутск часто проигрывает другим городам конкуренцию за федеральное финансирование. Большие возможности содержатся и в привлечении частных инвестиций, в том числе для реализации проектов в области развития городской среды и социальной сферы. Необходима открытая политика работы городской администрации с частными инвесторами. В городе много проектов и идей, выдвигаемых местным бизнесом, но нереализованных по причине консервативности городской администрации. Нужно постоянно работать с бизнес-сообществом, вовлекать его в реализацию городских программ, оказывать поддержку инициативам. Целесообразно создание постоянно действующего совета при мэре города по вопросам развития, в который будут входить представители предпринимательского сообщества. Крупные инфраструктурные инвестиционные проекты могут реализовываться на основе муниципально-частного партнерства с использованием концессионных механизмов. Успешный опыт такой работы имеется в других российских городах, в частности, в Ростове-на-Дону и Омске. Необходимо провести переговоры с государственными институтами развития и крупными частными компаниями о возможности реализации таких проектов на территории Иркутска. Активное вовлечение жителей города в разработку программ городского развития, городское планирование и другие вопросы городского управления обеспечат последующее участие горожан в реализации этих проектов. Как показывает опыт других городов (к сожалению, в основном, зарубежных) участие граждан в реализации проектов развития малых территорий (дворов, микрорайонов) обеспечивает их успешность и повышение эффективности используемых средств. Заключение Проблемы развития Иркутска и пути их решения, представленные выше, изложены в очень сжатом, тезисном виде. Каждый пункт может быть развернут в отдельную отраслевую программу. На этой основе может быть разработана и принята новая программа среднесрочного развития нашего города. Но перед детальной проработкой, необходимо обсудить направления развития города и видение его будущего на открытых площадках с привлечением представителей власти, бизнеса, городского сообщества и экспертов. По итогам этих обсуждений должен быть принят Меморандум развития города Иркутска – концептуальный короткий и понятный документ. Городское развитие без него невозможно. И делать это нужно в самое ближайшее время. ПРИЛОЖЕНИЯ: СКАЧАТЬ (формат PDF) |