Если Байкал, таежные просторы и дешевая электроэнергия - это неотъемлемые светлые символы Приангарья, то присутствие финансово-промышленных групп в регионе - тоже уже из разряда природных явлений. Неотъемлемых, неизбежных и приятных разве что представляющим их интересы топ-менеджеров. Роснефть, Русал, РЖД и другие фактические хозяева области - выстраивать с ними тонкие и дипломатичные отношения предстоит любой региональной власти: что назначенной, что избранной. На уходящей неделе Серый дом стал площадкой для деклараций о намерениях нового правительства Сергея Ерощенко. Если вкратце, до декларации сводятся к следующему: отношения с крупными налогоплательщиками (т.е. этими самыми ФПГ) будут эксклюзивными - но равными. Депутаты и эксперты восприняли декларации с воодушевлением, что получится на практике - покажет уже ближайшее время: губернатору предстоит вежливо принудить такого монстра как Роснефть уважать интересы моногорода Саянска.
Актуальность темы обострилась в связи с обсуждением на 46-й сессии Заксобрания закона «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков», так как именно моногорода являются особенно зависимыми от политики вертикально-интегрированных ФПГ, в отношении которых новое региональное правительство предполагает пересмотр взаимоотношений.
– Я надеюсь, что все вертикально-интегрированные компании, работающие на территории Приангарья, заключат соглашения с правительством, – подчеркнул глава региона. – Оценивать деятельность любого предприятия мы будем по росту объемов производства, по количеству рабочих мест, по налоговым отчислениям, по его социальной роли на территории Иркутской области. Подход для всех предприятий, с которыми правительство области намерено заключить соглашения, будет одинаковым. В ответ на предоставление льгот хозяйствующие субъекты должны гарантировать рост объема производства и связанных с этим налоговых платежей, проявление ответственности в виде увеличения количества рабочих мест и развития социальной инфраструктуры муниципальных образований, в которых та или иная компания осуществляет свою деятельность.
В качестве первого и вроде бы очевидного примера подобного "эксклюзивного равенства" возникла Роснефть, крупнейший налогоплательщик и "держатель акций" Ангарска. Сергей Ерощенко сообщил, что по соглашению с Роснефтью ежегодный прирост налоговых отчислений в областной бюджет составит три миллиарда рублей. В своем выступлении глава региона обозначил подходы к сотрудничеству региональных властей с компаниями, получающими налоговые льготы на территории Приангарья. Ну и, кроме того, всесильной ФПГ предписан оброк в виде финансирование строительства детского дошкольного учреждения в Ангарске, пожертвований в пользу некоммерческих организаций, учебных заведений.
Однако воодушевляющий пример нашлось кому поставить под сомнение - депутаты Виктор Круглов и Юрий Фалейчик напомнили, что с 2016 года на градообразующем для Саянска комбинате «Саянскхимпласт» могут начаться перебои с поставками этилена – сырья для основной продукции предприятия. Причины этой проблемы депутаты связывают с планами Роснефти по модернизации Ангарского завода катализаторов и органического синтеза, единственного производителя этилена в Иркутской области. Таким образом губернатору напомнили, что его "равно-эксклюзивные" федеральные партнеры сохраняют свою автономную и решающую роль в собственном бизнесе...
В ответ Сергей Ерощенко сообщил, что поручил министерству экономического развития и промышленности области создать при правительстве региона рабочую группу, цель которой – контролировать объемы и своевременность поставок этилена на «Саянскхимпласт».
– Я не понаслышке знаю о значении этилена для «Саянскхимпласта», поскольку в свое время занимался возвращением предприятия к жизни. И подписывая соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с «Роснефтью», я не забывал о «Саянскхимпласте» – одном из лидеров отрасли, – подчеркнул губернатор.
И вообще, "Правительство Приангарья намерено со всей серьезностью относиться к судьбе каждого градообразующего предприятия, поскольку от их стабильной работы зависит социальное благополучие жителей как самих моногородов, так и всей области", передает правительственная пресс-служба.
Каковы реальные рычги влияния Серого дома на бизнес-стратегию вертикально-интегрированных холдингов (сверх гарантированных налогов и социального "оброка")? Пока о соответствующих схемах ничего неизвестно, однако можно предположить, что это будет реализацией какого-то особого права "пожаловаться Путину" (надо полагать, такое право просить об эксклюзивном вмешательстве было вручено Сергею Владимировичу вместе с мандатом на управление проблемным регионом).
Во всяком случае, громкая заявка на значимое слово в деятельности ФПГ сделана - и, конечно же, воспринята депутатами и экспертами с воодушелением.
А почему бы и нет? Отвечать-то по словам - не им.
***
Телеинформ приводит ряд депутатских и экспертных мнений относительно политики "эксклюзивного равенства".
- Людмила Берлина, председатель Заксобрания:
– Cегодня работодатели не заинтересованы в повышении оплаты труда своим работникам, и в предстоящем году они не планируют этого делать. Это значит, что не вырастут поступления в бюджет, да и доходы семей тоже не повысятся. Поэтому в рамках партнерства необходимо предпринимать определенные шаги и выстраивать такие отношения, чтобы хозяйствующие субъекты, которые получают налоговую преференцию, несли определенные социальные обязательства. И это можно делать через заключение соглашений между губернатором как высшим должностным лицом и хозяйствующими субъектами.
Вчера Роснефть подтвердила свои обязательства системно повышать заработную плату для всего персонала, работающего на территории Иркутской области. Для нас это важно. Это стабильность бюджета и залог благополучия.
Я думаю, вы обратили внимание на выступление Сергея Ерощенко на сессии ЗС, он провел встречу с представителями ТНК-BP management. Вы знаете, что я была категорически против предоставления налоговых льгот для ряда сырьевых предприятий, и я только сейчас успокоилась, потому что тревог было более чем достаточно. Есть уверенность, что мы стабильно будем получать те 3 миллиарда рублей, о которых шла речь ранее, у нас не будет никаких выпадающих доходов. Я веду это к тому, что органы государственной власти, и прежде всего, высшее должностное лицо, благодаря своему политическому статусу, компетентности может выстраивать отношения с хозяйствующими субъектами.
Действия команды Сергея Владимировича говорят о том, что есть нацеленность на достижение результата в экономике, в том числе, через переговоры. Инструмент подписания соглашений с хозяйствующими субъектами взят как основополагающий. И не случайно Николай Валентинович Слободчиков акцентирует внимание муниципальных образований на том, что задан новый вектор: хозяйствующих субъектов, становящихся партнерами власти, будут оценивать по тому, насколько они нацелены на качественный результат. И мы с оптимизмом смотрим на ситуацию, надеемся, что доходы казны в результате вырастут. А страховочный механизм – это оценка эффективности налоговых льгот. Мы ее заложили.
- Геннадий Нестерович, заместитель председателя Заксобрания:
– Я уверен, что у нынешней региональной власти получится выстроить конструктивные отношения с хозяйствующими субъектами. Сергей Владимирович – производственник и бизнесмен, который владеет достаточно плотно и хорошо всей информацией по ситуации на территории Приангарья. Он заинтересован в развитии Иркутской области и в работе с вертикально-интегрированными структурами. Возьмите несколько его высказываний по БЦБК. Область от комбината ничего, кроме экологических проблем, не имеет. Его намерение разобраться с этой ситуацией на уровне собственника похвально. Вчера на сессии Сергей Ерощенко совершенно четко сказал, что мы будем вести работу по закрытию комбината. Но это непросто. Он прекрасно понимает, что закрыть завод – это одно дело, а ликвидировать последствия и обеспечить работой людей – другое. Должна быть принята дополнительная программа, какие-то меры, чтобы создать комфортные условия проживания и работы для байкальчан.
И действовать надо не только в этом направлении. У нас есть перспективные отрасли, которыми следует заниматься, в том числе дорожное и жилищное строительство. Увеличивая объемы строительных работ, мы привлекаем сюда дополнительную рабочую силу, создаются новые рабочие места, возникает необходимость развивать производство стройматериалов. Как следствие - увеличение доходов в бюджете области.
В советское время по объему валового регионального продукта мы с Красноярским краем шли рядом. А сейчас мы в два раза меньше производим, чем Красноярский край. Поэтому хотелось бы, что бы новая команда правительства Иркутской области сделала все возможное для того, чтобы экономика региона развивалась. Я не сомневаюсь, что так и будет, а мы, в свою очередь, будем всячески этому содействовать.
- Председатель комитета ЗС по природопользованию и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик:
- Крупные холдинги хорошо идут на контакт. Заключение подобных соглашений – единственная возможность зафиксировать взаимные обязательства между регионом и холдингами. Это очень перспективное направление, этим, безусловно, стоит заниматься. Я рад, что теперь мы можем в едином документе зафиксировать налоговые обязательства крупных холдингов, их социальные обязательства (причем, не стихийные, а санкционированные).
Конечно, эти обязательства не имеют юридической силы – это не закон, обязательный к исполнению, но в политических интересах компании свои обязательства будут выполнять. Безусловно, Иркутской области надо заниматься подобными темами, потому что большинство таких компаний экстерриториальны, они слишком крупные, чтобы заниматься проблемами регионов, часто холдинги мало с ними связаны. И это соглашение – как раз та отправная точка, с которой начнется взаимовыгодное сотрудничество.
С приходом нового губернатора у нас появился резон заново оценить все соглашения с холдингами, заново выстроить отношения с крупными компаниями, которые действуют на территории Иркутской области.
- Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Иркутской области Илья Сумароков:
- Мы, коммунисты, поддерживаем инициативы по работе с вертикально-интегрированными холдингами с тем, чтобы они увеличивали объем налоговых отчислений в региональный бюджет и в целом несли больший объем социальных обязательств перед населением Иркутской области. Это давно нужно было сделать. И здесь шаги губернатора Иркутской области мы можем только приветствовать. Однако, решать вопрос нужно не только на уровне договоренности (которые не имеют силу закона, а потому могут быть не соблюдены), а скорее на уровне изменения федерального налогового законодательства.
Действовать нужно согласно закону, именно там должно быть прописано и увеличение доли налоговых поступлений, и социальные обязательства. Надо менять схемы и подходы в работе с собственниками вертикально-интегрированных компаний – чтобы добиваться от них того, что нужно региону, просто договора мало. Должны быть более весомые рычаги – а это уже уровень правительственных решений.
Но, думаю, если губернатор Сергей Ерощенко будет настойчив и последователен в своем стремлении добиться от хозяев компаний, работающих в регионе, увеличения налоговых поступлений – он получит широкую поддержку не только от населения Иркутской области, но и от политических сил.
- Председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Иркутской области, профессор Виктор Самаруха:
Я не только поддерживаю инициативу губернатора - я уверен, что это совершенно правильное и зрелое решение. Видно, что Сергей Ерощенко видит болевые точки Приангарья и собирается решать ключевые вопросы экономики и социальной сферы региона, причем это касается всех муниципальных образований Иркутской области.
Сергей Ерощенко – фактически второй после Юрия Ножикова глава Приангарья, который поставил вопрос ребром. Наш регион превратили по сути дела в колонию. Как говорил Юрий Ножиков, ГЭС работает, вода льется, производится алюминий, который пакуют и вывозят в Китай, Англию и США… Причем, это касается не только алюминия, но и целлюлозы, круглого леса. Вопросы вызывает и сама методика исчисления валового регионального продукта. Фактически крупные предприятия Иркутской области – в регионе находится 17 вертикально-интегрированных предприятий – являются цехами, они работают по трансфертным ценам. Вспомним, в июле 2010 года Алексей Кудрин говорил, что правительство отменит трансфертные цены, но это оказалось пустым обещанием.
Не говоря уже о том, что собственники и управленцы у нас – одни и те же люди, хотя в мире эти ветки четко разделены. У нас же концентрация власти олигархов - Сибирь поработили, социальная инфраструктура перегружена.
Уверен, что инициативу губернатора необходимо поддерживать всему населению области и представителям общественных институтов. У нас сложилась неблагоприятная обстановка: люди буквально бегут из Приангарья. А результатом внедрения новых отношений с вертикально-интегрированными финансово-промышленных группами может стать повышение зарплаты бюджетникам, строительство школ и детсадов, увеличение финансирования дорожного и энергетического хозяйства региона.
Считаю, что губернатору следует обратить особое внимание на Братск, который живет на дотациях, также проблемой города является экология. По моему мнению, необходимо установить там высокие экологические платежи и вообще разобраться там с финансами.
Сергей Ерощенко сделал первый шаг, договорившись с Роснефтью, дополнительные 3 млрд. рублей для бюджета Иркутской области – огромные деньги. Мы на комиссии по региональному развитию хотим также обсудить инициативу губернатора и принять резолюцию, в которой полностью его поддерживаем.
|