Широкий резонанс в Приангарье получили последствия прошедшего в прошлую пятницу заседания правительства России, на котором на котором премьер-министр Владимир Путин жестко раскритиковал эффективность региональных бюджетов. Досталось в том числе и Приангарью - бюджетная эффективность здесь, по данным главы правительства метрополии, одна из самых неблагополучных в стране. Напомним, по данным Владимира Путина, региональные власти в 2009 году в целом неэффективно израсходовали 415 миллиардов рублей.
Естественно, в иркутских кулуарах обсуждается прежде всего "жареное" - возможные политические последствия разгромной критики для губернатора Дмитрия Мезенцева. Однако, для специалистов в первую очередь имеют значение экономические итоги принимаемых в Москве решений.
Напомним: министерство финансов РФ предложило лекарство для повышения эффективности затрат региональных бюджетов - предлагается почти втрое (со 140 млрд руб. в 2010 году до 54,1 млрд руб. в 2011-м) сократить кредитование регионов из федерального бюджета. Нехватку средств регионы должны пополнить из негосударственных источников, прежде всего увеличив займы в банках с 80 млрд руб. в 2010 году до 110 млрд руб. в 2011-м, а также за счет роста объема выпуска ценных бумаг, продажи акций и других форм участия в капиталах хозяйствующих субъектов.
Федеральное правительство намерено сократить объем бюджетного кредитования регионам в 2011 году и перевести их на займы в коммерческих банках в рамках «борьбы за эффективность расходования бюджетных средств». ИА "Телеинформ" собрало комментарии авторитетных депутатов Заксобрания области. Они сомневаются в возможности привлечения коммерческих кредитов в бюджет Приангарья.
Напомним, государственный долг Иркутской области коммерческим банкам в прошлом году превышал 14 млрд. руб. После того, как области были выданы бюджетные кредиты и с помощью прочих мер, предпринимаемых региональным правительством, госдолг Приангарья на 16 августа 2010 года снизился до 8,2 млрд. рублей.
Виталий Курилов, председатель комитета по бюджету ЗС: «Проекты по привлечению коммерческих кредитов у нас пока только в перспективах»
– Председателя партии «Единая Россия» я не могу критиковать. На самом деле я не уверен, что это конкретный призыв к тому, что власти субъектов должны обращаться в коммерческие банки и привлекать там коммерческие кредиты. Я думаю, что это не призыв.
Второе: Иркутская область в своих активах располагает недорогими финансовыми источниками в виде кредитов министерства финансов РФ. Они помогли нам сократить объемы кредитования в коммерческих банках и высвободить средства с обслуживания государственного долга. И эти средства остались на территории региона.
Предоставление бюджетных кредитов для регионов было оправданным. Например, у нас из-за налоговых льгот федеральным организациям (в основном в виде льгот на налоги на имущество федеральных организаций) выпадает чуть больше трех миллиардов рублей ежегодно. Согласитесь, таким образом, мы имеем право получить трехлетний краткосрочный кредит министерства финансов, потому что эти федеральные учреждения (например, учреждения системы исполнения наказания, железная дорога) имеют льготы, и в областной бюджет налог на имущество не уплачивают, он впадает. Здесь мы недополучаем. И между выпадающими налогами и теми суммами, которые мы занимаем у федерального бюджета, приблизительно существует баланс.
Что касается коммерческих банков. Я глубоко убежден, и в этом со мной согласны многие члены регионального правительства, что коммерческие банки должны кредитовать реальный сектор экономики, что их основная задача – давать кредиты малому, среднему, крупному бизнесу, помогать его развивать для того, чтобы все виды бизнеса хорошо зарабатывали и поднимали нашу внутреннюю экономику.
Безусловно, коммерческие банки должны зарабатывать, это кровеносные сосуды всей нашей экономики. Но сразу же возникает вопрос объемов кредитования бизнеса и объемов, которые зарабатывают банки на нашей территории. Они несопоставимы – суммы заработка значительно больше суммы кредитов, выданных региональному бизнесу. К тому же суммы налогов, которые платят банки в региональный бюджет (НДФЛ, налог на имущество), ничтожно малы против тех налогов, которые они платят по месту своей регистрации.
В данном случае я не говорю про финансово-промышленные группы, под которые сегодня федеральное законодательство подводится таким образом, что уже в 2011 году налоги с ФПГ могут принести в региональную казну от трех до пяти миллиардов рублей. Эти суммы позволят рассчитываться с кредитами.
Следующее. Мы деньги в Минфине привлекаем для того, чтобы закрыть свои полномочия – у нас со сборами тяжело. Поэтому чем меньше мы платим денег за кредиты, тем больше у нас вариантов для развития. Должны оставаться деньги на развитие жилищного строительства, модернизацию коммунальной инфраструктуры, реконструкцию теплоисточников… А банковские кредиты ложатся на те же тарифы, на ту же стоимость питания. Кончено, если будет необходимость, мы привлечем кредиты коммерческих банков. Но на сегодняшний день проекты, которые могли бы позволить нам организацию частно-государственного партнерства по привлечению каких-то коммерческих кредитов – пока только в перспективах.
Что касается эффективности расходования бюджетных средств. К сожалению, у нас очень мало возможностей проверять эту эффективность. Только после заключения нашего контрольного органа мы можем делать какие-то выводы об эффективности или неэффективности.
Евгений Рульков, заместитель председателя Комиссии по контрольной деятельности: «Такими непродуманными действиями можно разорить региональные власти»
– Губернатор Мезенцев проводил работу по замещению коммерческих кредитов на кредиты из федерального бюджета. Что-то удалось сделать, госдолг области сократился, сократилась кредиторская задолженность. Эта работа была полезной для области. Сейчас, очевидно, она будет затруднена и невозможна. Таким решением премьер-министр ставит регионы в достаточно тяжелое положение.
Такими непродуманными действиями можно разорить региональные власти.
Это решение – очередная концентрация ресурсов на уровне столицы, что приведет к усложнению финансовой обстановки практически во всех регионах. Региональным властям надо высказаться против таких начинаний, против решений премьер-министра. На мой взгляд, допускать развитие событий в таком ключе нельзя.
Что касается неэффективного расходования бюджетных средств, то Контрольно-счетная палата Иркутской области не выявила неэффективного расходования средств федерального бюджета в Приангарье. Я считаю, что эта информация премьер-министра Путина необъективна.
ОТ РЕДАКЦИИ ИТГ:
Безусловно, предлагаемые в Москве новации еще будут долго обсуждаться в регионе. Заметим, что первые же реплики в иркутском сегменте Интернета полны искреннего недоумения. Блоггеры высказываются в том духе, что "бюджетная сфера области - и, следовательно, ее население, - фактически наказываются рублем за неэффективность властей, назначенных из Москвы".
Надо полагать, эта горькая тональность еще даст о себе знать, в том числе и в преддверии предстоящих 10 октября муниципальных выборов.
|