"Дело Улюкаева": голоса скептиков |
Автор: По инф. Rosbalt.ru |
16.11.2016 09:06 |
Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-министр финансов России Алексей Кудрин усомнился в том, что министр экономического развития России повлиял на решение по покупке «Роснефтью» компании «Башнефть», а также предположил, что правоохранительные органы могли допустить ошибку в деле Улюкаева. «Мы знаем, что в работе правоохранительных органов тоже бывают ошибки, у нас нет полного доверия к подобным шагам», — сказал Кудрин. По его словам, в российской практике бывали случаи, когда правоохранители задерживали чиновников, а затем отпускали после выяснения всех деталей. «Мы ждем дальнейших шагов и разъяснений Следственного комитета. Хотелось бы, чтобы Следственный комитет был открыт, нас информировал», — добавил глава ЦСР. Кудрин также признался, что «трудно представить, что с „Роснефтью“ кто-то хотел бы поспорить». Помимо этого он усомнился в том, что Улюкаев сильно мог помешать или повлиять на решение о приватизации «Башнефти», которое принимало государство.
Обвинение во взяточничестве на уровне министра — драматичное событие для России, которое бросает тень на всю систему, заявил журналистам Алексей Кудрин.
«Конечно, это драматичное событие для России и прежде всего для правительства, потому что это один из основных чиновников, который занимался разработкой правил для бизнеса. И обвинение во взяточничестве на таком уровне бросает тень на всю систему», — сказал Кудрин, комментируя задержание Алексея Улюкаева.
Кудрин отметил, что пока многие вопросы в этом деле остаются открытыми.
Он также считает, что неясность в деле главы Минэкономразвития оказывает влияние на российский инвестиционный климат. «На инвестклимат все влияет, что до конца не разъяснено. Если мы узнаем больше подробностей и логики (по делу Улюкаева — ред.), то это влияние будет, наверное, минимальным», — заявил Кудрин журналистам.
***
Политолог Дмитрий Орешкин, комментируя ситуацию вокруг Алексея Улюкаева, отметил, что «это очень сильно напоминает времена 1930-х годов». «Как в советские времена уже пора читать не то, что нам дают читать, а то, о чем не напишут, то, что написано или не написано между строк. А между строк я, например, читаю следующее: у нас сажают губернаторов, бизнесменов, полицейских, у нас сажают военных, единственные, кого у нас не сажают — это ФСБ, потому именно ФСБ и еще, может быть, Национальная гвардия именно всех как раз и сажают. Это очень сильно напоминает времена 1930-х годов, когда экономика после блистательных реформ товарища Сталина прочно села килем на дно, и надо было найти виноватых, — заявил Орешкин в интервью RFI. — И нашли Промпартию, нашли врагов, которые саботировали, нашли разных буржуазных спецов, которые разлагали. Их наказали, и сразу всем стало легче. Правда, экономика от этого развиваться не стала лучше — 5-летние планы были провалены, но зато в пропаганде все стало как никогда лучше, потому что все начали стремительно бояться в 1930-х годах. Вот и сейчас — чем хуже реальная экономика в стране, тем жестче должна быть вертикаль, чтобы заткнулись все те, кто, как Улюкаев, неосторожно предрекал 18, кажется, лет экономической стагнации». Политолог также добавил, что теперь «как минимум отодвинута будущая, а, может быть, вообще уничтожена даже теоретическая вероятность приватизации „Роснефти“». «„Башнефть“ успешно приватизировали, а теперь после того, как Улюкаева посадили или обещают посадить, охотников покупать „Роснефть“ будет днем с огнем искать, и то не найдешь, — уверен эксперт. — Еще один, третий (момент), это усиление силового крыла в ручном управлении экономикой… Теперь понятно, что экономика руководится вручную людьми с большими генеральскими погонами… Это тоже возврат к лучшим временам сталинской модели. Отчасти, может быть, это напоминает китайскую модель, когда мы все время слышим, что кого-то поймали, наказали и расстреляли за коррупцию, а экономика между тем после долгого периода роста, связанного с либерализационными программами Дэн Сяопина, буксует и понемногу идет все ниже и ниже. Соответственно, расстреливать придется все больше и больше, а результатов будет все меньше и меньше. Мне кажется, что на похожую траекторию моя страна и вступила». МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |