Секвестр подкрался очень даже заметно |
Автор: По инф. Телеинформа |
07.10.2014 12:48 |
Объемы финансирования государственных программ в России могут быть сокращены. Соответственно, это отразится и на региональных бюджетах, в том числе и Иркутской области. В настоящее время готовится корректировка расходных статей федеральной казны.
Как со ссылкой на главу Минфина РФ Антона Силуанова сообщает Росбалт, правительство РФ проведет анализ всех государственных программ, и по его итогам может либо перераспределить расходы, либо отказаться от части госпрограмм для увеличения антикризисного резерва. По словам министра финансов, в настоящее время ситуация на внешних рынках, особенно сырьевых, не соответствует прогнозу правительства РФ. Своей тревогой о ситуации в отечественной экономике недавно поделился и председатель правления Сбербанка России Герман Греф. На инвестиционном форуме «Россия зовет!» он заявил, что сильно выросшие в России цены не будут снижаться из-за монополизации рынков. Греф также раскритиковал нынешнюю систему госуправления, призвал приватизировать неэффективные госкомпании и пересмотреть отношение к федеральным целевым программам, на которые тратится 5 трлн руб., при этом их результатов не видно. Греф напомнил, что незнание советскими руководителями экономики привело к развалу СССР, и предостерег от повторения ситуации. Учитывая общий экономический и политический фон, можно уверенно сказать, что бюджеты ждет сокращение, хотя масштабность этого процесса пока никто не берется оценивать. Какие статьи расходов подвергнутся урезанию? Как это отразится на государственных программах? Какие из программ, реализующихся в Иркутской области, рискуют первыми попасть под сокращение? Об этом «Телеинформ» спросил у представителей регионального экспертного сообщества.
- Сейчас сложно предсказывать что-то определённое, но мне кажется, что не будут затронуты те программы, в которых задействованы крупнейшие госкорпорации. Будем надеяться (и это последняя надежда, которая нас питает), что не будут затронуты и программы, касающиеся восточной части Российской Федерации, то есть Восточная Сибирь и Дальний Восток. Во всяком случае, ранее руководство страны утверждало, что это приоритетные территории. Но всё может пойти и по-другому, поскольку на федеральном уровне сложная, многоэтажная система лоббирования. Госпрограммы крупнейших корпораций, типа «Газпрома», «Роснефти», РЖД или Ростехнологий также могут быть секвестрированы, но в меньшей степени, чем программы развития. Вообще всё это достаточно печально, настораживает и тревожит, поскольку наши планы по экономическому росту, мягко говоря, попадают в довольно сложную ситуацию. Не исключено, что в будущем могут быть секвестрированы все госпрограммы, а что-то могут закрыть полностью. Мы видим, что международная ситуация достаточно сложная, конъюнктура на нефть не самая очевидная. Даже большие политики, насколько мне известно, затруднятся прогнозировать результат роста международной напряженности, до какой степени это всё дойдёт и какие экономические затруднения могут возникнуть. Поэтому ситуация сложная и непредсказуемая.
- В случае сокращения финансирования больших федеральных программ по развитию Сибири и Дальнего Востока, больше пострадают наши восточные соседи - Республика Бурятия и Забайкальский край. Они принимают в этих программах реальное участие и получают серьёзные деньги. Когда нам предлагают пять миллиардов, а Республике Бурятия – 65 миллиардов, разница существенная. На мой взгляд, нет большого риска, что наш регион пострадает без этих федеральных программ. Во всяком случае, мне неизвестно, что мы получали от них ощутимые деньги. От секвестрования федеральных социальных программ мы можем пострадать значительно сильнее. У нас много программ, связанных с переселением из ветхого и аварийного жилья, идут переселенческие процессы в связи с затоплением ложа Богучанской ГЭС. Такого рода сокращения нас действительно коснутся. Тем не менее, делать какие-то прогнозы без цифр в руках достаточно затруднительно. Чтобы понимать степень болезненности возможного сокращения, необходимо знать суммарную цифру и соотнести её с региональными бюджетными возможностями. Поэтому, боюсь, что я не очень хороший эксперт по этому вопросу, пока у меня нет точных данных о степени нашей интегрированности. Я исхожу из гипотезы, что мы не очень вовлечены в это федеральное программирование. Соответственно, нас не очень затронет перераспределение расходов.
- Не называя конкретные программы, уже сейчас ясно, что госбюджет в ближайшем году будет испытывать большие трудности, поэтому наиболее очевиден вариант, что начнут с сокращения социальных программ. Нефтяной рынок немного лихорадит, а значит меры социальной поддержки, пенсии, заработная плата бюджетникам и федеральные программы социальной направленности, к сожалению, будут сворачиваться. Минфину предстоит всерьёз этим заниматься. Будучи сейчас в Москве, я слышал, что вот эта «лафа» по раздаче денег, в том числе регионам, закончилась. По моей информации, Иркутск уже в следующем году недополучит миллиарды рублей от региональных и федеральных властей по различным программам. Соответственно, бюджет города может уменьшиться. Не могу сказать, по каким именно строкам, но уже ясно, что 2015 год будет для иркутян намного тяжелей года нынешнего. Всё чаще слышны разговоры о секвестре различных социальных программ в бюджетах разного уровня. В федеральном центре реально нет денег, потому что в бюджет была заложена стоимость нефти в районе 110 долларов за баррель, сейчас же её стоимость в районе 90 долларов. То есть, сокращение каких-то статей неизбежно. В нашей стране принято первым делом сокращать социальную составляющую. В Иркутской области несколько лет назад уже переживали секвестрование большинства социальных программ на 30-40%, так что ожидать можно разного развития событий. Я не могу утверждать это наверняка, но предпосылки уже есть. |