Западное СМИ: российский нелиберальный капитализм бросает вызов Западу |
Автор: Кирилл Рогов, Frankfurter Allgemeine |
02.11.2021 17:48 |
«Красная куртка — это новый камуфляж. Нелиберальный капитализм в России бросает вызов Западу», — пишет на страницах немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung политолог и журналист Кирилл Рогов.
«На прошлой неделе в один и тот же день в Москве произошло две вещи: несколько московских ресторанов получили звезды Мишлен, а в здание исторического общества „Мемориал“* вторглась группа агрессивных молодых людей. Они рвались на трибуны, выкрикивали оскорбления и прервали показ фильма о голоде на Украине, вызванном сталинской коллективизацией в 1930-х годах. Прибывшая вскоре полиция повела себя необычно: она отпустила хулиганов, а зрителям и сотрудникам „Мемориала“* несколько часов не разрешали покинуть здание, потому что якобы нужно было провести допросы и составить протоколы», — повествует Рогов. «Российское государство объявило „Мемориал“* иностранным агентом, поскольку организация получает финансирование из-за рубежа, в частности из Германии, и всячески препятствует ее деятельности. Полицейскими руководил молодой человек в гражданской одежде, в модной красной кожаной куртке, как будто он собирался на пятничную вечеринку — и при этом с кобурой для пистолета на поясе. Это сегодняшняя Россия, модный, с подчеркнутым потребительством авторитаризм, где деньги и насилие идут рука об руку и неразделимы», — говорится в статье. «Великий русский поэт второй половины XX века и лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский еще в советское время писал: „Ворюга мне милей, чем кровопийца“. Он имел в виду, что мир денег и алчности лучше, чем мир тоталитаризма с его идеологически мотивированным насилием. Пятьдесят лет спустя все изменилось: ворюга и кровопийца — это один и тот же персонаж в модной куртке за тысячу евро и с кобурой на ремне, персонаж, порожденный этим удивительным миром подчеркнутого потребления и циничного, неидеологического, но чрезвычайно прибыльного насилия», — отмечает автор статьи. «Пятьдесят лет назад, когда Бродский писал вышеупомянутые строки, мир был разделен между западным капитализмом и советским коммунизмом. (…) Но в последние десять-пятнадцать лет на мировой арене все отчетливее вырисовывается новая конфронтация, которая приходит на смену старой. Это противостояние двух капитализмов — либерального и нелиберального или даже антилиберального. Его наиболее явными представителями и ведущими державами являются сегодня Китай и Россия». «Нелиберальный капитализм сегодня прекрасно уживается с рыночной экономикой, интегрируется в глобальный рынок, приносит своим гражданам достаток и обещает еще лучшую жизнь тем, кто ему предан. Но то, что раньше казалось пережитком этого капитализма из его прошлого — презрение к правам человека и закону в целом, — все чаще становится его знаменем и идеологией. Государство здесь обладает гораздо большей властью, чем общество, и использует насилие для поддержания иерархии. В разделении властей, политической конкуренции, независимости судов — во всех институтах либерального капитализма — он видит угрозу автономии и власти государства и поэтому враждебно относится к ним и ко всем, кто поддерживает эти принципы. Здесь деньги следуют за политикой, а не политика следует за деньгами», — пишет Рогов. «Но проблема заключается не только в насилии, но и в его новом проявлении. Нашему герою в красной кожаной куртке достаточно снять с пояса кобуру, и его уже не отличить от миллионов молодых людей, которые, модно одетые, отправляются в пятницу вечером на коктейльные вечеринки или в клубы не только в Москве, но и во всех европейских столицах. Более того, с его деньгами и манерами он был бы там желанным гостем и легко слился бы с остальной публикой». «Для тех, к кому нелиберальный капитализм поворачивается своей капиталистической стороной, он практически неотличим от европейского или американского капитализма, — пишет Рогов. — Это удобный партнер, в поведении которого почти ничего не напоминает о пытках в тюрьмах, заказных убийствах и прочем арсенале насилия. В отличие от советской системы, которая постоянно подчеркивала свою жестокость и непохожесть, этот нелиберальный капитализм, наоборот, стремится быть похожим на Запад, правда, не отказываясь от идеи, что насилие является основой любого жизнеспособного порядка и определяет его». «Экономист Бранко Миланович, не раз подробно освещавший разницу между двумя капитализмами и природу нелиберального капитализма — он называет его „политическим“, — пишет, что наибольший риск сегодня состоит в „плутократическая конвергенции“ обеих моделей капитализма. Проблема неравенства, подрывающая основы меритократического капитализма Запада, еще больше увеличивает разрыв между российской элитой и простыми гражданами, а экспансия „политического“ капитала из стран нелиберального капитализма усиливает атмосферу коррупции, окутывающую политическую и экономическую элиту. В недавно опубликованных документах „досье Пандоры“ деятелей из окружения Путина можно найти практически в тех же офшорных убежищах, что и представителей западного истеблишмента. Грань между ними размывается и становится иллюзорной. Это укрепляет уверенность в себе нелиберального капитализма и делает Запад еще более беспомощным перед лицом нелиберального капитализма и его идеи насилия, которую он либо открыто выставляет напоказ, как кобуру, либо прячет под модной курткой», — заключает Рогов. ___ *— некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента Перевод МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: У Овнов довольно необычное отношение к гороскопам. С одной стороны они внимательно вчитываются в гороскопы дорогих им людей, старясь не пропустить ни единого слова. С другой – проявляют абсолютное, можно сказать «ледяное» равнодушие к собственным гороскопам, считая их чтение пустой тратой сил и времени. И не удивительно, ведь в этом проявляется главная суть всех Овнов – прекрасно разбираясь в себе (по крайне мере так жители дома Овнов полагают), они с трудом читают в душах даже самых родных людей. И в этом случае именно гороскопы помогают им получить необходимые для понимания других людей знания. Трудно найти другой настолько неординарный знак, как Телец. С одной стороны каждый Телец неплохо разбирается в эзотерике, а с другой – вообще не использует свои знания на пользу себе. В силу этого они похожи на людей, решивших, что достаточно хороши, чтобы жить, не волнуюсь больше о собственном саморазвитии. А что касается денег и быта, то и к ним у Тельцов довольно схожее отношение – не стремясь к чему-то большому, они вполне счастливы, довольствуясь тем немногим, что у них есть. |