Потребитель заплатит за всё! Повышение акцизов ударит по потребителям |
Автор: Сергей Петров, rosbalt.ru |
11.02.2016 11:42 |
Рост акцизов наряду с девальвацией рубля, увеличением тарифов естественных монополий и удорожанием импорта приведет к резкому сокращению покупательской способности и падению уровня жизни россиян, полагают ряд экспертов. В начале 2016 года правительство РФ пообещало удерживать инфляцию в пределах 10%. Однако на практике рост цен в наступившем году может выйти из-под контроля. Так, Минфин выступил с инициативой повысить с 1 апреля налогообложение многих подакцизных товаров: этилового спирта, спиртосодержащей и табачной продукции, а также автомобильного и прямогонного бензина, дизельного топлива и средних дистиллятов. В условиях падения цен на углеводороды, экспорт которых, как известно, является главной статьей доходов государства, Минфин ищет способы обеспечения новых поступлений в казну. Между тем, залатать брешь в бюджете всегда удобнее за счет акцизов. Увеличение налога на подакцизные товары позволит получить дополнительные доходы в бюджет в размере почти 90 млрд рублей. Кроме того, как говорят в министерстве, рост акцизов будет способствовать и пополнению дорожных фондов страны. Однако, учитывая инфляцию и падение курса рубля, принимаемые в срочном порядке новые акцизы приведут, прежде всего, к дополнительному витку цен на потребительские товары, предупреждают экономисты. Особенно ощутимым станет удорожание бензина, ставку акциза на который предполагается повысить на 2 рубля в расчете на 1 литр. Как отмечают в Федеральной антимонопольной службе, доля налогов в стоимости топлива в России и так немалая - около 60%. Для сравнения: в США – не более 25%. И это является одной из причин медленного снижения цен на топливо на фоне резко просевшей по стоимости нефти. В результате налогового маневра бензин к концу года может подорожать на 15-20%, а в 2017 году цена на него увеличится процентов на пятьдесят, полагают эксперты рынка. Очевидно, что первыми последствия повышения цен на автомобильный бензин почувствуют автовладельцы и пользователи общественного транспорта. Со временем можно ожидать тотального повышения цен, в том числе, на товары первой необходимости, продукты питания, предрекают эксперты. Это связано с тем, что в структуре стоимости любого товара цена бензина занимает не менее 15%. «Снижение акцизов могло бы быть действенной мерой по сдерживанию роста цен в стране, но пока я вижу только планы по их росту», - констатирует Александр Василенко, заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы РФ. Чиновники попытаются заставить компании снижать цены. Однако возможности для этого практически уже давно исчерпаны: многие производители потребительских товаров, например, одежды, обуви, продовольствия, работают на грани рентабельности. Насильственное снижение цен приведет к резкому сужению ассортимента, сокращению торговых точек и, возможно, банкротству большинства предприятий, говорят эксперты. Они отмечают, что, помимо роста цен на потребительские товары, рост налогов может привести еще к одной проблеме – падению качества того же бензина и увеличению доли контрафактной продукции. «Акциз на бензин класса Евро-5 был самым низким, чтобы стимулировать модернизацию НПЗ и переход на выпуск качественного топлива. С ростом налогов в выигрыше остаются компании, которые не торопились вкладывать деньги в обновление мощностей. А в проигрыше - добросовестные компании, которые стремились опережающими темпами перейти на выпуск Евро-5», – говорит Юрий Станкевич, заместитель председателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП. Он подчеркивает, что в условиях сокращения платежеспособного спроса качество товара будет отходить на второй план: «Увеличение на 1-2 рубля за литр ставки акциза на топливо зажигает зеленый сигнал светофора на магистрали "серого" бизнеса». По словам Станкевича, если бюджету нужны деньги, то нужно активнее развивать малый бизнес в нефтегазовой отрасли. В России сегодня простаивает порядка 20 тысяч скважин из-за того, что они малорентабельны - с точки зрения крупных нефтедобывающих компаний. «Можно было бы отдать эти скважины малым компаниям, поддержать их льготами на какой-то период - ввести, скажем, налоговые каникулы. С помощью таких мер удалось бы увеличить налогооблагаемую базу в нефтяной отрасли и получить дополнительные доходы в бюджет». Однако на практике государство решает проблемы бюджетного дефицита, по сути, за счет населения. В итоге проиграют все: и потребители, и отрасль, на которую только увеличится нагрузка, и государство, которое недополучит налоги из-за развития «серого» производства. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: У Овнов довольно необычное отношение к гороскопам. С одной стороны они внимательно вчитываются в гороскопы дорогих им людей, старясь не пропустить ни единого слова. С другой – проявляют абсолютное, можно сказать «ледяное» равнодушие к собственным гороскопам, считая их чтение пустой тратой сил и времени. И не удивительно, ведь в этом проявляется главная суть всех Овнов – прекрасно разбираясь в себе (по крайне мере так жители дома Овнов полагают), они с трудом читают в душах даже самых родных людей. И в этом случае именно гороскопы помогают им получить необходимые для понимания других людей знания. Трудно найти другой настолько неординарный знак, как Телец. С одной стороны каждый Телец неплохо разбирается в эзотерике, а с другой – вообще не использует свои знания на пользу себе. В силу этого они похожи на людей, решивших, что достаточно хороши, чтобы жить, не волнуюсь больше о собственном саморазвитии. А что касается денег и быта, то и к ним у Тельцов довольно схожее отношение – не стремясь к чему-то большому, они вполне счастливы, довольствуясь тем немногим, что у них есть. |