От мусора до "псевдохолдинговых структур" - рукой подать |
Автор: По инф. Телеинформа |
02.03.2016 19:06 |
Все непросто с мусорозаводом в Иркутской области: в Общественной палате обсудили, что мешает реализации проекта. Необходимость и возможность строительства мусороперерабатывающего комплекса в Иркутской области обсудили участники круглого стола в региональной Общественной палате. Мероприятие прошло 26 февраля и собрало около 50 человек – представителей регионального правительства и муниципалитетов, предпринимательского сообщества. Формирование системы обращения с отходами в рамках изменения законодательства осветила заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова. Относительно мусороперерабатывающего комплекса Минприроды Иркутской области взяло на себя обязанность разработать генеральную схему очистки территории, полномочия по выбору регионального оператора лягут на министерство ЖКХ и службу по тарифам, сообщила эксперт. Схема должна быть выполнена не только на бумаге, отметила она, и при этом полностью соответствовать градостроительному кодексу. Это планируется сделать к 2017 году. - Для постройки комплекса наиболее плотно сейчас рассматриваются пять участков из 14 имеющихся. Это территория Иркутского лесничества, Мегетская дача, танковый полигон под Шелеховым, Чистые Ключи и сельскохозяйственные участки под Максимовщиной. Но площадка должна быть экономически целесообразна, соответствовать гидрологическим и геологическим требованиям, при этом она должна быть минимум на 15 км удалена от аэропорта. Полностью всем требованиям не удовлетворяет ни один из этих участков, – сообщила Нина Абаринова. И.о. начальника управления экологии комитета городского обустройства администрации Иркутска Наталия Ступина подтвердила, что для постройки мусороперерабатывающего комплекса рассматриваются два перспективных участка – в Мамоновском МО для агломерации Иркутск-Шелехов-Ангарск и в Максимовском МО, но окончательного решения ни по одному из них нет. Кроме этого, она сообщила, что для Иркутска действует единственный санкционированный полигон ТБО, расположенный на 5-м километре Александровского тракта, и его остаточная вместимость позволит размещать там отходы только до июля 2018 года. - Существует инвестиционная программа иркутского Спецавтохозяйства, при исполнении которой реально продлить срок работы полигона еще на пять лет. Этот проект предполагает постройку мобильного мусороперерабатывающего комплекса. В апреле 2016 года проект предполагается передать на государственную экологическую экспертизу, сообщила она. Директор ЦСР САИБР, участник Высшего экологического совета ГД РФ и комитета по инвестиционной политике ТПП РФ Людмила Варфоломеева осветила актуальные правовые и инвестиционные аспекты развития проектов по переработке и утилизации отходов в России: - Мы проанализировали, как реализуется ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории». Нам в этом помогала федеральная счетная палата, которая проверяла целевое расходование средств программы. Оказалось, что на первом этапе было выделено 7 млрд рублей, из них израсходовали 4,9 млрд, при том, что в эксплуатацию ввели только три из девяти запланированных объектов. Она также сообщила, что на заседании комитета по инвестиционной политике ТТП РФ, посвященном подготовке инвестиционных проектов, поддержали ее предложение о том, чтобы для эффективной реализации проекта ФЦП создать Байкальский центр проектного инжиниринга. Кроме этого, она предложила взять на вооружение принципы европейского подхода – в частности, превентивные меры по недопущению рисков загрязнения и принципы рециклинга. Для этого предполагается использовать инвестиционный инструментарий. В частности, на основе законов, касающихся инвестиционных товариществ и хозяйственных партнерств, можно из нескольких таких товариществ создать псевдохолдинговые структуры, а также использовать межрегиональный сетевой принцип обращения с отходами, сообщила Людмила Варфоломеева. Начальник отдела госэконадзора службы по охране природы и озера Байкал Александр Карчевский выступил с кратким обзором действующего законодательства. Два закона сейчас регулируют вопрос отходов. Первый – «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» (458-фз от 29.12.2014), второй – «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» (404-фз от 29.12.2015). Суть этой реформы – не накапливать отходы, а перерабатывать и вторично использовать, а также безопасно захоранивать их. Согласно первому закону, во многом изменилась терминология – в частности, «твердые бытовые отходы» теперь именуются «твердыми коммунальными отходами» (ТКО). Это принципиально важный момент, необходимый для приближения российского законодательства к терминологии Рамочной директивы об отходах, принятой в Евросоюзе, отметил эксперт. Второй закон затрагивает такие моменты, как установление нормативов ТКО, раздельный порядок сбора отходов и их захоронения, введение моратория на лицензию по обезвреживанию, размещению, обработке и утилизации ТКО, которую региональные операторы должны получить до 1 июля 2016 года. Региональных операторов, которые производят все перечисленные действия с отходами, региональные органы власти должны выбирать на конкурсной основе. Операторами могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Кроме того, эксперт подчеркнул, что сроки, состав и содержание регулирующих это нормативно-правовых актов правительством РФ не утверждены до сих пор. Также в новых законах подробно прописаны условия «экологического сбора»: если производитель товара может самостоятельно утилизировать имеющиеся отходы, то он этот сбор не оплачивает. Если нет – он должен обратиться к региональному оператору или даже в другую организацию, которая имеет соответствующее оборудование. Кроме того, предполагается, что население также будет оплачивать этот сбор. Заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области Лариса Лобкова добавила: «В связи с тем, что не подготовлены правительственные нормативно-правовые акты по 458 закону, не в состоянии эти акты издать и регионы. Администрация Хабаровского края обратилась в ГД РФ с инициативой об отложении вступления в силу федзакона до 1 января 2017 года. Дело в том, что добавлено 36 новых полномочий, необходимо издать 30 нормативно-правовых актов, а в настоящее время изданы только два. Потому у меня предложение добавить в нашу итоговую резолюцию поддержку этой инициативы». Отметим, что проблема мусора и неудовлетворительного санитарного состояния некоторых городских объектов волнует и другие регионы РФ: в Крыму этот вопрос неоднократно поднимал директор Департамента городского хозяйства Севастополя Андрей Чибисов. После выступлений участников круглого стола во время прений прозвучало еще несколько предложений, которые предполагалось включить в итоговую резолюцию. Руководитель иркутского филиала группы компаний «Хабаровскстеклотара» заявил о необходимости утвердить законодательно раздельный сбор отходов, а также градацию тарифов на их вывоз. Профессор ИРНИТУ, гендиректор «Экостройинноваций» Елена Зелинская предложила выработать в рамках законодательства региональные нормы экологического образования. Игорь Алексеев, директор компании-перевозчика «Экоальянс», выступил с мнением, что актуальнее для региона создать мусоросортировочный, а не мусороперерабатывающий завод. В итоге участники круглого стола договорились доработать резолюцию круглого стола и утвердить ее к 5 марта 2016 года, а затем направить в исполнительные органы власти. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: ![]() После введения западными странами экономических санкций Россия довольно быстро приспособилась к новой реальности. Ей удалось переориентировать свой экспорт с Запада на Восток и найти массу лазеек в американских и европейских ограничениях. Как отметили китайские аналитики, одним из важнейших торговых партнеров РФ стала Индия, и сотрудничество с ней обернулось рядом трудностей. Об этом сообщает китайское издание Sohu. Тэги: |