А не "поскрести ли нам по сусекам"? |
Автор: Владислав Кузьмичев, rosbalt.ru |
16.07.2014 09:47 |
Министр финансов Андрей Силуанов в интервью газете "Ведомости" разъяснил, почему правительство рассматривает такую меру, как повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 1-2%. По его словам, доходов в федеральном бюджете пока достаточно — он исполняется со значительным профицитом благодаря сохраняющимся высоким ценам на нефть. Однако в региональных бюджетах дела обстоят гораздо хуже. Текущую ситуацию министр назвал "острой". Регионы 38% своих расходов тратят на зарплату, а это на 10 процентных пунктов больше, чем 3-4 года назад. "Если сейчас не среагировать, дальше мы можем довести ситуацию до банкротства регионов", — отметил Силуанов. К концу года региональные бюджеты действительно столкнутся с серьезным дефицитом. По оценке члена совета директоров дивелоперской компании "СтройИнвестТопаз" Максима Раевского, он составит около 900 млрд руб., что больше аналогичного показателя прошлого года примерно на 30-35%. "Регионы страдают из-за того, что один из основных источников пополнения — налог на прибыль — сократился на 13%. Еще 4% были потеряны в результате уменьшения трансфертов из федерального бюджета. В итоге расходы на обслуживание долгов увеличились более чем на 20%, а сумма обязательств выросла на треть", — пояснил эксперт.Такая ситуация, по его оценке, грозит снижением рейтингов со стороны международных агентств, что, в свою очередь, может привести к удорожанию заимствований. Российский налог на доходы физических лиц сейчас является одним из самых низких в Европе. Правда, критики правительства уже не раз указывали, что плоская шкала несправедлива по отношению незащищенным слоям населения: хотя ставка одинакова, выплачиваемая в качестве налога сумма для них более значима, чем для состоятельных людей. В связи с этим звучали даже предложения вернуть прогрессивную шкалу налога. Однако либеральное правительство опасается, что тогда богатые россияне начнут скрывать свои доходы. "Если рост НДФЛ начнется со значительных сумм, например, в несколько сотен тысяч рублей дохода в месяц, то большая часть населения страны поддержит этот шаг. Однако он может привести к выводу зарплат в серый сектор", — подтвердил Раевский. Он уверен, что региональные власти могут решать финансовые проблемы иначе — прежде всего, увеличивая налогооблагаемую базу, создавая условия для развития малого и среднего бизнеса и снижая административные барьеры. На Западе, напомнил эксперт, малый и средний бизнес обеспечивают 40-60% ВВП, у нас же — около 20%. Аналитик рейтингового агентства "Рус-Рейтинг" Александр Дейнеко напомнил, что в прошлом году правительство уже проводило "манипуляции" с НДФЛ. В частности, с 1 января 2014 года изменился порядок отчислений налога в бюджеты субъектов РФ: объем отчислений увеличился на 5% — до 85%, а оставшиеся 15% поступают в местные бюджеты. "По итогам 5 месяцев 2014 года доходы регионов увеличились на 7,6%, а расходы — на 8%. То есть темпы роста расходов опережают темпы роста доходов. При этом такая тенденция наблюдается с 2012 года", — заявил он. По итогам пяти месяцев текущего года бюджетный дефицит испытывают уже 32 региона России. За прошлый год консолидированный дефицит региональных бюджетов увеличился в 2 раза — до 640 млрд руб. Дейнеко, как и Раевский, прогнозирует, что по итогам 2014 года совокупный дефицит может составить 900 млрд руб. Причиной такого резкого роста, полагает аналитик, стало падение налоговых доходов (по итогам 2013 года поступления от налога на прибыль сократились на 13%, в некоторых регионах отмечено существенное сокращение поступлений от НДС) на фоне увеличения расходов, связанных с выполнением "майских указов" президента. В частности, сильно увеличились расходы на зарплаты бюджетникам и на образование (финансирование образования увеличилось на 15%). В результате роста дефицита за 2013 год долг регионов увеличился на 33% — до 1,7 трлн руб. Правда, по оценке Дейнеко, такой уровень долговой нагрузки еще нельзя назвать критичным. "На текущий момент совокупный долг регионов составляет только 29,5% от годового поступления налоговых и неналоговых доходов субъектов. Однако есть ряд регионов (в частности, Чукотская АО, Белгородская обл., Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия), где соотношение долга и налоговых/неналоговых доходов превышает 100%. Учитывая, что данные регионы традиционно являются дотационными, можно говорить о том, что дальнейшее увеличение долговой нагрузки для них может обернуться трудностями в обслуживании долга", — отметил он. Что касается планов по повышению НДФЛ на 1-2%, то, по оценке аналитика, данная мера приведет к тому, что зарплаты снова начнут выплачивать в конвертах. К тому же доля поступлений от НДФЛ составляет лишь 25% доходов регионов. Увеличение НДФЛ на 1-2% даст бюджетам регионов дополнительно не более 280 млн руб. в год, что не окажет существенного влияния на долговую нагрузку. |