Россию предполагается «продать» на мировой туристический рынок. Согласно утвержденной правительством Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма», в ближайшие пять лет на становление отрасли планируется потратить 332 млрд рублей, 96 млрд из которых будет выделено из федерального бюджета. Суждено ли России стать мировой туристической державой, корреспонденту «БН.ру» рассказывает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
– Об огромном потенциале внутрироссийского и въездного туризма говорят как минимум уже лет десять. Но до последнего времени заметных успехов в его развитии так и не было достигнуто. В чем причина? И так ли уж велик этот самый потенциал? – Есть несколько базовых объективных факторов, мешающих развитию туризма. В нашей стране путешествовать можно от силы 3–4 месяца в году, у нас просто неподходящий климат для туризма – это раз. Во-вторых, если говорить о въездном туризме, то в России не так много интересных культурно-исторических объектов. А те, что есть, еще и зачастую рассредоточены по нашим огромным территориям. Единственное уникальное место – Санкт-Петербург, где есть и дворцы, и музеи, и т.п., но это, скорее, исключение из правил. В остальном же легче посетить интересные места в тех же Венгрии, Чехии, Австрии, Словакии и Польше. Четыре-пять стран в Европе можно объехать за неделю – время, которого едва хватит, чтобы посмотреть несколько интересных мест в России. Причем издержек при путешествии по Европе будет гораздо меньше. Что же касается наших природных красот, то надо понимать, что подобные суждения очень субъективны. Мы, понятное дело, все любим нашу Родину, но кому-то может больше нравиться Канада, Новая Зеландия или Таити. Природа – во всем мире природа. Тем более что за рубежом посреди природных красот есть еще цивилизованные объекты размещения. У нас же их либо нет, либо, если даже они и есть, о них никто не знает. В регионах уже давно все олигархи местного разлива, кто хоть раз побывал в Турции, давно знают, как надо строить гостиницу, что в ней должет быть туалет и слив должен работать. Но о хороших гостиницах на периферии зачастую никому не известно. И это одна из коренных проблем. Не забывайте, что еще 20 лет назад наша страна на 80% состояла из закрытых территорий, причем не только для иностранцев, но даже и для самих граждан. Сегодня операторы въездного туризма продолжают паразитировать на той работе, которую во времена СССР проводил Госкоминтурист. А в те времена пропагандировались, естественно, места, куда можно было попасть: Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо». Про все остальное тогда ничего не знали, не знают и сейчас. Еще одна проблема, не позволяющая развиваться въездному туризму, – отсутствие культуры обслуживания. Простой пример: мы любим говорить о том, что, допустим, во Франции местное население не особо старается учить иностранные языки. А что мы сами? Много ли у нас людей, работающих в сфере туризма, говорят на иностранных языках? Это же катастрофа! Не говоря уже о каких-то более глубоких профессиональных навыках, у нас просто никого этому не учат. Хотя в стране работают свыше 300 высших учебных заведений, готовящих менеджеров по туризму. Только ни один профессионал в отрасли на работу таких специалистов никогда не возьмет, потому что делать они все равно ничего не умеют.
– В рамках утвержденной правительством программы по развитию внутреннего и въездного туризма в ближайшие пять лет предполагается потратить 332 млрд рублей. Как Вам кажется, этой суммы достаточно для того, чтобы решить те проблемы, о которых Вы говорите? С чего следовало бы начать, что нужно сделать в первую очередь? – Сумма и правда значительная, на нее можно было бы сделать все то, чего сейчас так не хватает. Можно начать пропаганду туризма в Россию за рубежом, можно восстановить наши турпредставительства за границей, которые работали во времена СССР. Помимо канала вроде Russia Today, было бы неплохо размещать фильмы о России где-нибудь на BBC или National Geographic. Безусловно, надо поднимать профессиональный уровень работников отрасли, решить проблему с образованием. Устраивать выставки за рубежом, делать большие красивые стенды о стране. Спонсировать поездки западных журналистов и работников туриндустрии в нашу страну. Обустроить границу: убрать эти бесконечные очереди в аэропортах, увеличить число пограничников на паспортном контроле. И главное – изменить психологию людей, которые встречают иностранцев на границе: чтобы они улыбались тем, кто приехал, радовались, что люди потратят в нашей стране энную сумму денег, которая пойдет в том числе и на их зарплату. Надо избавляться от этого мировоззрения 50-х годов прошлого века, когда каждый иностранец рассматривался как потенциальный шпион.
– Вы упомянули рекламные туры. Но что показывать иностранным журналистам и туроператорам? Все те же Москву и Санкт-Петербург, про которые они и так уже знают? – Развивать новые направления – это как раз задача для федеральных и областных властей. Работа туроператоров – не открывать неизведанное, а показать новую гостиницу в городе, новые вагоны на железной дороге, какие-нибудь новые сервисы. Открывать новые направления сегодня у нас очень сложно, потому что существует большая транспортная проблема. У нас не развивается авиасообщение внутри страны: даже в два соседних сибирских региона надо лететь через Москву. Во всем мире это решается посредством организации чартерных перевозок. Но у нас на этом направлении замкнутый круг. Чартеров нет, потому что нет спроса, а спроса нет, потому что дорого, т.е. опять же потому, что нет чартеров. Разрубить этот гордиев узел можно только при государственном участии. Например, когда Израиль начинал организацию чартерных рейсов из Москвы, то их министерство туризма гарантировало всем туроператорам 30% мест. То есть если вы заполняли 70%, оставшиеся государство просто доплачивало. При таких условиях можно было смело входить в этот бизнес. Или другой пример, как это делается в Европе: выходит авиакомпания на новое направление, приходит в небольшой аэропорт и предлагает совершать перелеты, если аэропортовый сбор будет идти в доход авиаперевозчика, а не наоборот. И все соглашаются, потому что есть большое количество никому не известных аэропортов, куда никто не летает. А у нас вгрохают деньги, например, в аэропорт Иваново – и кто туда летает, кто про него знает? В результате, когда направление будет раскручено, аэропортовый сбор в его классическом понимании может быть восстановлен. Но поначалу кто-то должен рискнуть и проспонсировать тех пионеров, которые готовы начать бизнес.
– Но с государственной поддержкой пионеров у нас, кажется, пока не очень получилось. Например, власти Москвы уже много лет говорят о необходимости построить в городе сети трехзвездных отелей, но их как не было, так и нет. – Нашу бюрократию пока еще никто не отменял. Когда в 2006 году я строил гостиницу, то мне надо было получить 516 всевозможных согласований. Это невероятно удлиняет процесс, а ведь когда ты получил участок, то уже должен платить за его аренду. Вот и получается, что средства замораживаются не менее чем на четыре года. В нашем бизнесе давно известно, что инвестиции в пятизвездную гостиницу отбиваются через 7 лет, в четырехзвездную – через 10, в трехзвездную – никогда. В этом году туризму в столице очень помог кризис – упали бизнес-потоки, и в гостинице класса «люкс» можно было поселиться по цене трехзвездной. Но если в регионах административного ресурса хватит на то, чтобы поставить в каждом райцентре приличный отель, то в Москве или Санкт-Петербурге никакой административный ресурс, никакая федеральная целевая программа ситуацию не изменят. Выделение участков на льготных условиях в центре города – это невыполнимая задача.
– По итогам реализации федеральной программы планируется увеличить численность въезжающих в Россию туристов в семь раз. Это реально? – Все зависит от того, как считать. Официальная статистика говорит, что каждый год нашу страну посещают 2 млн гостей из-за рубежа. Раз приехали в страну – значит туристы. Но разве это так? Да, та же Москва, на мой взгляд, где-то в шесть раз завышает статистику по туристическим въездам. Я же считаю очень просто. Если в город приехали туристы, то они непременно посетят Кремль. Это режимный объект, туда пускают по паспортам и всех проверяют. Ежегодно Кремль посещают от силы 500 тыс. иностранцев, причем включая официальные делегации и бизнесменов, которые вместо ланча решили прогуляться по городу. Я думаю, что увеличить количество туристов до 1 млн человек в год и более – не невозможная задача.
|