Туристический рынок снова поставили перед фактом. Заявление главы Росавиации Александра Нерадько о желаемом изменении графика полетов чартерных рейсов через Москву поставило в неудобное положение десятки российских туроператоров и авиакомпаний. А главное, российских туристов.
Нерадько сообщил, что его ведомство рекомендовало авиаперевозчикам сдвинуть расписание своих чартеров, вылетающих из московского авиаузла на ночное время – с 22.00 до 6.00. Эта мера, по словам чиновника, должна будет разгрузить столичные аэропорты в дневное время.
Однако забота об аэропортах доставит массу неудобств в первую очередь пассажирам. Ночные вылеты, помимо того, что сами по себе приносят дискомфорт, еще и ударят по кошелькам туристов вылетающих в страны Европы, Турцию и Северную Африку. Отправляющимся на отдых россиянам придется переплачивать за лишнюю ночь в отелях или сокращать свой отдых на сутки. Поэтому, на рекомендацию Росавиации туристический рынок отреагировал без энтузиазма.
Подстраиваться под интересы аэропортов, перегруженных в дневное время и фактически свободных ночью, придется и авикомпаниям. Понятно, что несмотря на рекомендательный характер заявления, перевозчики, которые попытаются проигнорировать его, могут попасть в «черный список» и просто не получить допуска к полетам. Убытки же, которые понесут авиакомпании будут огромными – доля чартерных рейсов у некоторых из них достигает 40%. Кроме того часть авиаперевозчиков полностью заточена под чартеры. При этом у тех компаний, которые в феврале не получили допуска к полетам из московских аэропортов появился второй шанс воспользоваться услугами столичного авиаузла, подав заявки на полеты в ночное время суток. Остальным же придется подстраиваться под рекомендованные условия, иначе они могут лишиться права допуска к полетма в следующем году.
Но масштабное изменение расписания рейсов вряд ли произойдет летом. Летнее расписание полётов большинства авиаперевозчиков согласовано с московскими аэропортами, аэропортами большинства российских городов и с иностранными авиаузлами. В ближайшее время, скорее всего, начнется загрузка аэропортов ночными чартерами тех авиаперевозчков, которым было отказано в конце зимы. Однако уже осенью расписание, скорее всего, будет составляться с учетом рекомендации Александра Нерадько. Нельзя исключать и того, что аэропорты воспользуются нововведением и начнут проводить среди авиакомпаний тендеры или некое их подобие для продажи дневного времени чартерным рейсам. Само собой, это повлияет на стоимость билетов.
Туроператоры поддерживают недовольство авиакомпаний, но объясняют свою позицию тем, что даже незначительные изменения в расписании всегда негативно отражаются как на крупных игроках турбизнеса, так и на небольших компаниях. Рынок туризма слишком сильно зависит от внешних факторов и часто непредсказуем – к примеру, в феврале, когда составлялось расписание на лето и авиакомпаниям раздавались допуски, никто не мог сказать точно, когда МИД откроет Тунис. В связи с этим были введены новые туристические программы, которые сегодня оказались ненужными, так как Тунис открылся. И вот сейчас туроператоров снова заставляют думать над тем, каким образом надо выстраивать свои программы и как выкрутиться из затруднительной ситуации, в которую их поставили российские чиновники.
Рекомендация Росавиации, скорее всего, приведет к тому, что Москва перестанет быть консолидационным центром для чартерных рейсов, каким она стала после кризиса. Чартеры начнут переносить из московских аэропортов в региональные, а столица станет пересадочным пунктом только для тех туристов из регионов России, которые отправляются отдыхать на элитные или непопулярные курорты. То, что и аэропортам невыгодно терять клиентов, чиновники видимо тоже не подумали.
В любом случае, задача Росавиации выполнена – турбизнес и авиаперевозчики получили сигнал о правилах работы в следующем сезоне, а остальное чиновников мало волнует.
Туринфо |