МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Илья Гращенков, политолог
2024-10-04-00-56-08
Уже в ближайшее время ЖКХ рискует превратиться в ведущий фактор повышенной социальной тревожности

"Дома, висящие в воздухе" и другие парадоксы байкальского туризма: взгляд из Бурятии

Автор: Марина Иванова, Восток-Телеинформ   
20.12.2017 12:46

Возможности развития туризма на особо охраняемых природных территориях, в том числе на побережье Байкала, обсудили в парламенте соседней Бурятии, Народном Хурале. Заповедники и заказники могут привлекать множество туристов, но здесь важно соблюсти золотую середину, пришли к выводу участники совещания.

 

Как отметил в начале совещания председатель комитета по экономической политике НХ РБ Анатолий Кушнарев, особо охраняемые природные территории и их существование не случайно стали темой «круглого стола». 2017-ый год был посвящен именно экологии, заказникам и заповедникам. А в этой сфере накопилось множество проблем, и решать их нужно не один год. В преддверии заседания рабочая группа комитета посетила в Бурятии две таких территории, федерального значения – Байкальский биосферный заповедник и ООПТ местного значения в Энхалуке. У каждого из них свои проблемы, но есть и общие. «Есть, например, вопросы и разногласия между территориями республиканского и местного значения – почему-то на одной территории что-то допускается, на другой нет, - отметил Кушнарев. – Но вопрос мы рассматриваем с и экономической точки зрения – какой эффект должен быть от использования особо охраняемых природных территорий, любого значения. Ведь туризм, экология и экономика должны серьезно совмещаться».

Возможности развития туризма на особо охраняемых природных территориях, в том числе на побережье Байкала, обсудили в Народном Хурале Бурятии

Три миллиона заповедных гектар

На территории Бурятии сегодня насчитывается три заповедника федерального значения (Байкальский, Баргузинский и Джергинский), два национальных парка федерального значения (Тункинский и Забайкальский), 16 природных заказников, в том числе три федерального значения (Алтачейский, Кабанский и Фролихинский), 13 биологических заказников регионального значения, природный парк регионального значения «Шумак», 6 рекреационных местностей, в том числе одна регионального значения (Побережье Байкала). Также в этот список входят 5 рекреационных местностей местного значения – «Байкальский прибой – Култушная», «Лемасово», «Баргузинское побережье Байкала», «Озеро Щучье» и «Северо-Байкальская», и, кроме того, 57 памятников природы регионального значения – водные, геологические, зоологические, ландшафтные и природно-исторические.

  • Общая площадь заповедного фонда Бурятии составляет 3,1 миллиона гектар, рассказал начальник отдела государственной экологической экспертизы и сохранения биоразнообразия министерства природных ресурсов Бурятии Антон Будунов. Из них на территории местного значения приходится 197 тысяч гектар, регионального – 674 тысячи и федерального 2,4 миллиона гектара. Управлением заказников и заповедников регионального значения в республике занимается бюджетное учреждение «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» (Бурприрода), образованное в 2005 году. Отметим, все финансирование учреждения Бурприрода составляет 17 миллионов рублей в год, что тоже меньше необходимости. Всего на нормальное функционирование и выполнение всех задач по охране ООПТ Бурятии нужно не менее 38 миллионов рублей.
  • На службе там состоит 36 инспекторов и это почти на 10 человек меньше, чем необходимо. Занимаются они учетными работами, оценкой состояния, созданием условий для туризма и отдыха и так далее, заодно и выявлением нарушений. В рамках года экологии удалось решить ряд проблем по развитию и сохранению ООПТ – например, правительством поддержано финансирование на 2018 год мероприятий по сохранению редких и исчезающих объектов природного мира, биотехнические мероприятия, мониторинг, научно-исследовательские работы стоимостью в 1,5 миллиона рублей. Запланированы работы по установлению границ и охранных зон памятников природы, утверждение положений о них, оформление их паспортов и формирование перечня уникальных природных объектов. Среди наиболее важных задач на следующий год – создание схемы размещения и развития ООПТ, предусматривающей природоохранные мероприятия и мероприятия по развитию туристско-рекреационного потенциала.

- Такой схемы в Бурятии до сих пор не было, - говорит Будунов, - а в 2018 году мы надеемся ее разработать и утвердить. Это наш приоритет.

Схема будет предусматривать сбор и анализ текущего состояния таких территорий, разработку нормативов пропускной способности территорий, разработку подробных карт и многое другое. В 2018 году планируется завершить многолетнюю работу по описанию местоположений границ природных территорий, внесения сведений о них в государственный реестр недвижимости. Будут разработаны документы по всем существующим памятникам природы, а территории под ними будут переданы под ответственное использование. При оставлении карт планируют использовать беспилотники, не без помощи которых проведут зонирование территорий, в том числе выделение на них хозяйственных зон, зон рекреационного значения и так далее.

По дорогам без асфальта

Доходы от организованного туризма в Бурятии на этих территориях в 2016 году составил 2,6 миллиона рублей, в 2017 году – 2,8 миллиона рублей и это на сегодня практически «потолок»: инфраструктура ООПТ регионального и значения в Бурятии настолько незначительна, что не позволяет должным образом освоить потенциал. Хотя именно о потенциале и говорили главным образом участники совещания: они недоумевали, почему в отдельных российских регионах с довольно унылым ландшафтом может насчитываться до 500 различных природных памятников, а в Бурятии, обладающей живописнейшими местами, таких не так много. Регионы выходят из положения тем, что объявляют памятниками едва ли не каждый более-менее живописный холм или древнее дерево, и начинают развивать вокруг них туризм. Бурятия же просто сидит на всем своем богатстве, глубокомысленно глядя вдаль.

А ведь сегодня, говорит Будунов, на рекреационных территориях нужно обустраивать тропы, устанавливать беседки, туалеты, кемпинги, мусорные баки, скамейки – и это лишь самый минимум для организации приличного приема туристам. Минприроды предлагает предусмотреть и возможность размещения визит-центров в таких ООПТ, как заказник Энхалукский, Прибайкальский, Верхнеангарский и рекреационной местности «Побережье Байкала», ввод 13 инспекторских домов-кордонов, переходных зимовий для проведения научно-исследовательских работ и так далее. Нужно и регулирование нормативно-правовых документов. В частности, набившего оскомину постановления о водоохранной зоне, где ситуацию представители заповедников называют откровенно ненормальной.

- Зачем этот закон, который не соблюдается, о твердом покрытии? -  отмечает директор Байкальского государственного природного биосферного заповедника Василий Сутула. – Хорошо, что он нашел отражение в рекомендациях.

Напомним, в соответствии с этим нормативным актом, в границах прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов запрещается движение автомобилей, кроме специального транспорта. Исключением служит только движение по дорогам и стоянка на дорогах, имеющих твердое покрытие. Парковать автомобили на побережье Байкала тоже можно лишь на специально оборудованных местах. Но ни таких дорог, ни таких стоянок на побережье Байкала сегодня практически нет – даже в населенных пунктах, не говоря уже о заповедниках и рекреационных местностях. Есть проблемы, связанные с другими запретами: на сегодня, например, в Бурятии разрешено строительство инфраструктуры для ООПТ федерального значения, но для природных территорий регионального значения все те же самые работы уже запрещены. Кроме того, говорят представители ООПТ регионального значения, нужны поправки в законы, которые давали бы им тоже возможность взимания платы в целях туризма и отдыха - так называемого заповедного сбора. Сегодня такая плата на территории Бурятии взимается только при посещении участков федерального значения – нацпарков и заповедников.

«Ехать будут, даже если мы вообще ничего делать не будем»

Но и несмотря на все эти и другие недостатки, турпоток ежегодно увеличивается. Так, если, например, в 2014 году отдохнуть в Бурятию на территории регионального значения приехало 14,3 тысячи человек, то за 10 месяцев 2017 года их стало уже 26,8 тысяч человек. Значительная часть, конечно, приезжает на Байкал. Сегодня общая площадь ООПТ «Побережье Байкала» составляет 879,4 гектара, длина береговой линии насчитывает 24 километра. Эта земля передана в постоянное бессрочное пользование именно под рекреационные цели. По подсчетам специалистов, на основе имеющейся инфраструктуры зарабатывать получается до двух миллионов рублей в год. Чтобы заработать больше, нужна инфраструктура. Инфраструктура нужна все та же – беседки, туалеты, кемпинги и так далее – все это на побережье сегодня большой дефицит.

Однако едут и ехать на Байкал будут, даже если вообще не заниматься никакой инфраструктурой, говорит специалист отдела инвестиций, экономики и туризма Кабанского района Ольга Мызникова. Вопрос в том, кто именно и как будет приезжать, добавляет она. В Кабанском районе, на территорию которого приходится 218 километров побережья Байкала, существует три особо охраняемых территории местного значения – «Култушная», «Байкальский прибой» и «Лемасово». При этом именно они являются на сегодня излюбленными местами отдыха для жителей Бурятии и близлежащих регионов. И именно поэтому они испытывают повышенную антропогенную нагрузку и нуждаются в повышенном финансировании, которое районный бюджет дать им просто не в состоянии. Нет у него сегодня достаточных средств на уборку за неорганизованными туристами, на организацию отдыха в соответствии с жесткими требованиями закона. Но и это еще не все. По экспертным оценкам, в 2017 году в Кабанском районе отдохнуло 195 тысяч туристов, благодаря которым население прибрежных сел в короткий летний период возрастает в несколько раз.

- Взять хотя бы остановочный пункт «Байкальский прибой» - там постоянного населения около 100 человек, летом на турбазах проживает 1743 человека, и еще 500 неорганизованных туристов располагается по побережью в палатках. То есть увеличение населения происходит в 25 раз, отсюда вытекает и масса проблем. Поселение несет дополнительные затраты на то же медицинское обслуживание, ведь отдыхающие имеют обыкновение раниться, попадать в разные неприятные ситуации. Огромной проблемой становится вывоз мусора, ведь местный полигон тоже рассчитан всего лишь на 100 человек. Плюс отсутствие транспорта, автостоянок, земель для создания мест отдыха, необходимость средств на ликвидацию брошенного имущества – ларьков, старых пирсов и так далее.

В общем, резюмирует Мызникова, не вложившись в эти территории, много на них не заработаешь:

- Турист сейчас очень искушенный, побывавший на многих побережьях, он нуждается в услугах и качественных. Мы бы хотели, чтобы статус наших рекреационных территорий «Култушная» и «Байкальский прибой» повысили с местного уровня до республиканского, чтобы появилась возможность получать республиканское финансирование на их развитие и содержание, - говорит чиновница и добавляет: - Что у нас такой огромный кусок берега Бакала, мы рады, конечно. И у нас проходит федеральная трасса, так что даже если бы мы ничего не делали, к нам люди все равно будут ехать, хотим мы этого или не хотим. И тут наша задача - завернуть таких туристов с дикого отдыха на визит-центры, гостевые дома, на цивилизованный отдых. Мы за организованный туризм двумя руками.

Нужна единая концепция

Пример того, каким должен быть организованный туризм, привел директор ФГБУ «Заповедное Подлеморье» Михаил Овдин. Их пример, говорит он, можно смело использовать в качестве модельного полигона для всей байкальской территории. В состав ФГБУ входит несколько заповедников и заказников, на территории которых находятся: исток реки Лена, высочайшая вершина Саян – гора Мунко-Сардык, значительная часть акватории Байкала, множество минеральных источников и много еще чего интересного. Развивают здесь сегодня активно водный, событийный, зимний, рекреационный виды туризма, дайвинг и так далее. И делают это успешно: о том, что входящие в состав ФГБУ нацпарки входят в число наиболее посещаемых в России, говорят цифры. В Байкальском заповеднике посетителей регистрируется до 20 тысяч туристов, в Тункинском нацпарке - 174 тысячи и практически на всех территориях наблюдается динамика к росту. Такая же динамика наблюдается в целом на Байкале.

- Ежегодный прирост числа туристов на озеро Байкал составляет не менее 8%, Байкал на сегодня входит в десятку самых посещаемых мест в России, - отмечает Овдин. - При этом ежегодно отмечается спрос на обустроенные места размещения и на услуги гидов. Но  отмечается и снижение на 11% спроса на оздоровительные услуги – основная проблема это все то же низкое развитие инфраструктуры. Это одна из основных проблем и развития туризма в республике в целом. Конечно, нельзя сказать, что все плохо – появляются современные объекты уже мирового уровня, такие как визит-центр «Заповедный Байкал», обустраиваются экологические тропы, в отношении которых в последнее время в Бурятии происходит практически революция. Но вот отсутствует целевое финансирование на создание и содержание туристической инфраструктуры: если объект строится, на содержание объектов нет денег, ни на ГСМ, ни на технику, ни на персонал и так далее.

Между тем, среди наиболее слабых звеньев – область обращения с отходами, особенно в местах массового посещения туристами. Это Ольхон, Тункинский район, Баргузинский район - там самое большое количество посетителей, но нет пунктов сбора и переработки отходов, сбора подсланевых вод с судов.

- Мы в Забайкальском нацпарке сейчас установили систему вывоза отходов. У нас везде стоят мусорные контейнеры, работают специализированные автомобили, но дело ограничивается только тем, что мусор вывозят на свалку и сваливают там. То есть он по-прежнему продолжает загрязнять окружающую среду, - сетует Овдин. – Системы переработки нет.

Есть у Забайкальского нацпарка свои уникальные проблемы. Одна из них связан с двумя небольшими населенными пунктами Курбулик и Катунь. Оба села в 44 двора и общей численностью населения в 119 человек находятся на территории нацпарка Забайкальский, однако дома их по документам «висят в воздухе». Земля под ними принадлежит федеральному нацпарку, а значит, государству и не может быть предоставлена людям в собственность. Администрация Подлеморья предлагает вывести населенные пункты из состава ООПТ, а вместо них включить в границы парка акваторию вокруг архипелага Ушканьи острова.

Но есть и вопросы, общие для всего байкальского региона - это отсутствие общей концепции развития туризма на всем побережье Байкала. Нет ни общего бренда, ни общих маршрутов, побережье сегодня фактически разбито на мелкие кусочки со своими проектами, операторами, вопросами, проблемами и целями. В Бурятии пытаются продвигать бренд «Заповедного ожерелья Байкала», но сами же констатируют: движется дело не очень гладко. Так что перспективы развития туризма на байкальской территории Михаил Овдин видит в создании единой концепции развития туристической инфраструктуры, выработке единой политики в работе с туристическим бизнесом, а также - разработке общего позиционирования на рынке туристических услуг.

Отметим, по итогам «круглого стола» подготовлен проект рекомендаций, в который вошла, в том числе, рекомендация к министерству природных ресурсов Бурятии обеспечить разработку раздела правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне байкальской природной территории «Правила организации туризма и отдыха на территории ООПТ». И пусть пока только в Бурятии, но такой документ, если он появится, позволит установить хоть какие-то единые правила развития туризма на природных территориях. Есть среди рекомендаций и несколько других, призванных помочь сохранению и развитию ООПТ – правительству, например, рекомендовано выделить в 2018 году дополнительные средства муниципалитетам на содержание таких территорий и решить вопрос с оказанием медицинской помощи отдыхающим. Парламент в лице комитета по экономическому развитию, должен продолжить работу по реализации закона об отходах производства и потребления.

По инф. Восток-Телеинформа

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:

 

Новости вертикали власти

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2024-10-04-10-38-41
Превысит ли курс доллара в ближайшее время отметку в 100 рублей за единицу американской валюты? На этот вопрос ответил финансовый аналитик Михаил Беляев
2024-10-04-10-34-05
Новый виток магнитных возмущений ожидается на Земле в ближайшие три дня. Об этом сообщил ведущий специалист центра «Фобос» Михаил Леус

Иркутский масложиркомбинат, крупнейший в регионе производитель продовольствия, и Сбер заключили соглашение о сотрудничестве, сообщает пресс-служба Сбербанка.

По результатам исследования компании Better, на 1 октября 2024 года в России только 12% людей страдают игровой зависимостью в тяжёлой форме. Всего в мире, по информации Всемирной организации здравоохранения, лудоманией страдают 6% населения земли.
2024-10-04-01-02-00
Некоторые виды продуктов питания продолжают дорожать, и в ближайшее время эта тенденция может усугубиться. Покупатели уже ощущают изменения в ценах на привычные товары, и прогнозы указывают на возможность дальнейшего роста. О том, какие позиции базового набора под ударом, журналисту abnews.ru рассказал эксперт по ритейлу Михаил Лачугин.
2024-10-04-00-56-08
Уже в ближайшее время ЖКХ рискует превратиться в ведущий фактор повышенной социальной тревожности
2024-10-03-15-26-10
Волонтеры «Ростелекома» совместно с некоммерческой организацией «Дорога добра» организовали осеннюю ярмарку знаний в «Центре помощи детям» Ленинского района Иркутска.
2024-10-03-10-11-18
Оказалось, напиток не только помогает проснуться и придает бодрости, но может принести существенную пользу организму
БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске