Операторы не верят в роль государства в борьбе с демпингом. Европа может открыть безвизовое «окно» для российских туристов уже в следующем году. Туроператоры устремились в сегмент промышленного туризма.
***Туринфо: Операторский и агентский демпинг стал одной из наиболее горячо обсуждаемых тем на прошедшей в четверг II ежегодной конференции «Туристический бизнес в России», организованной газетой «Ведомости». Инициатором дискуссии выступил президент компании «ВАО «Интурист»» Александр Арутюнов, выдвинув ряд инициатив по «укрощению» этого метода конкурентной борьбы между операторами. А. Арутюнов предложил ввести единый электронный ваучер как бланк строгой отчетности, а также привлечь к борьбе с демпингом ФАС и разработать глобальную антидемпинговую кампанию. «Операторская деятельность по большому счету слабо контролируется государством. Введение электронного ваучера даст хотя бы представление о том, сколько человек отправил тот или иной оператор. Конечно, это только первое, что можно сделать».
Большинству коллег А. Арутюнова по цеху его идеи видятся утопическими, хотя и не лишенными основания – то, что демпинг это плохо, повторили все присутствующие операторы, в том числе гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная и президент «Южного Креста» Андрей Кузнецов. «Я не думаю, что мы должны привлекать ФАС к решению проблем с демпингом. Мы уже видели случаи, когда привлечение внимания Антимонопольной службы к оператору использовалось скорее как метод конкурентной борьбы». Законодательно эту проблему решить не удастся, уверена А. Подгорная.
Людмила Пучкова, президент компании «Ланта-тур вояж» также считает, что решить «Демпинговые войны были и будут. Законодательно доказать факт демпинга очень тяжело». По мнению эксперта, что скорее стоит опробовать на России европейский подход к проблеме: во многих странах для крупных игроков определены соответствующие доли рынка, например у TUI в Германии, по словам Л. Пучковой, 17% рынка. Если же компания превышает указанный лимит, ей грозит штраф, приближенный к объему годового оборота. Правда, в реалистичности такой стратегии с учетом значительного количества крупных и мелких ТО в России приходится сомневаться еще больше, чем в успехе начинаний г-на Арутюнова.
Однако, как замечает президент РСТ Сергей Шпилько, реализация инициатив г-на Арутюнова «технологически проще, чем кажется на первый взгляд»: при ФАС уже существует специальный экспертный совет по антимонопольной деятельности в сфере туризма, где работают серьезные эксперты. И если им представить доказанный факт демпинга – прецедент будет рассмотрен. Другое дело, что законодательство наше недостаточно проработано, чтобы можно было факт демпинга доказать: учитывая непрозрачность туристического бизнеса, это практически нереально.
Складывается ощущение, что операторы принимают демпинговые войны как неизбежное и предполагают, что они могут сойти на нет в отдаленном будущем вместе с постепенной стабилизацией туристического рынка.
Не меньший резонанс получила тема агентского демпинга, который в этом году достиг небывалых размеров. Операторы приводили примеры фантастической щедрости агентств: говорилось о 10, 12 и даже 15%-х скидках. «В Казани, Перми, Уфе скидки доходят до 12%, в Новосибирске скидка в 10% – вполне нормальное явление», – говорит коммерческий директор «Натали Турс» Михаил Лапшин. Решение этой проблемы операторы также связывают с глобальными процессами на рынке – в ближайшем будущем ожидается рост числа агентств объединенных в сеть с единой управляющей компанией а также рост количества аффилированных агентств, контролируемых операторами.
Ирина Шульга
***Турпром: Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини считает, что визы между Россией и ЕС могут быть отменены уже в 2010 году. Это стало возможным после принятия в Европе Лиссабонского соглашения, являющимся фактически конституцией объединённой Европы. Как заявил в интервью англоязычному телеканалу «Russia Today» глава итальянского МИДа, «сейчас любая из 27 стран-членов ЕС может наложить вето и заблокировать любое решение. В будущем это станет невозможным, потому что вопрос будет решаться квалифицированным большинством голосов, и я думаю, что наберется достаточное большинство для того, чтобы ввести безвизовый режим для россиян в 2010 году», - цитирует политика «Интерфакс».
Эту же проблему 19 октября поднимал в Брюсселе и глава российского МИДа Сергей Лавров, который заявил тогда, что РФ и ЕС должны определить новую дату введения безвизового режима. «Мы понимаем, что для введения безвизового режима потребуется решить целый ряд вопросов. По нашему мнению, эти вопросы носят юридический или технический характер, и все они поддаются профессиональному рассмотрению и согласованию», - подчеркнул тогда Лавров.
То, что отмена визового режима между Россией и Европейским союзом возможна уже в следующем году, и это вовсе не утопия, уверен первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» депутат отметил, что Франко Фаттини очень авторитетный политик и его заявления стоит воспринимать всерьез. По мнению г-на Слуцкого, заявление об отмене виз не просто реверанс в сторону Москвы, а реальная возможность решить проблему отмены визового режима.
Напомним, что Россия и ЕС шесть с половиной лет назад зафиксировали введение безвизового режима в качестве долгосрочной цели, однако с тех пор в этом вопросе принципиально ничего не изменилось. «В начале девяностых годов в Старом Свете было много страхов, что стоит только ослабить погранконтроль, как сразу волна беженцев с Востока захлестнет Европу. Но все дело кончилось тем, что волна беженцев есть, только она оказалась совсем с другого направления, не с Востока, а с Юга. Именно на охрану южных рубежей Евросоюза направлены сейчас все усилия европейцев», - цитирует «Росбалт» постпреда России при ЕС Владимира Чижова. Как подчеркнул дипломат, вопрос о безвизовом режиме затрагивает интересы миллионов россиян: «этот вопрос затрагивает потенциально каждого россиянина, который либо путешествует, либо только собирается путешествовать».
Петр Борисов
***Турпром: Игроки российского туристического рынка осваивают новый для отрасли нишевый сегмент промышленного туризма. Данный сегмент, по заверениям его немногочисленных российских игроков, является чуть ли не самым перспективным в нашей стране на данный момент. По их оценкам, спрос у туристов на некоторые из промышленных объектов пока в десятки раз превышает предложение.
Вообще промышленный туризм хорошо развит и крайне популярен в Северной Америке, а также в таких странах Западной Европы как Франция, Англия, Германия и Голландия. К примеру, в одной только Франции к 2007 году 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках. Лидирует здесь приливная электростанция в Рансе, которая ежегодно принимает 300 тыс. туристов. Шоколадную фабрику «Кэдберри», которая находится в Англии, посещают 400 тыс. человек в год. В Испании элементом такого туризма становятся винные туры, во Франции – сырные, а в Нидерландах – цветочные. При этом пионерами в промышленном туризме считаются американские компании. Прецедент случился, когда завод «Jack Daniel's» открыл двери туристам ещё в 1866 году, когда открылся сам. Сегодня предприятий, не принимающих туристов, в США осталось очень мало. Для каждой серьезной компании – будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт, считается дурным тоном не водить туристов, это прямая угроза для репутации фирмы.
В тоже время промышленный туризм в России представлен лишь несколькими десятками предприятий, которые водят к себе в гости, и по этой причине рынок на сегодняшний день практически не сформирован. При этом спрос на многие объекты превышает предложение в десятки раз. Так, например, сейчас записаться с группой на известную московскую шоколадную фабрику можно только на март, и на многих предприятиях похожая ситуация.
Любопытно, что по мнению экспертов, рынок игроков здесь делится на два сегмента: есть множество турагентств, специализирующихся на внутреннем туризме и заодно предлагающих экскурсии на открытые предприятия. Тем не менее, такие компании не занимаются развитием этого сегмента рынка, так как они рассматривают промышленный туризм лишь как довесок к своей основной деятельности. Однако появились и туроператоры, специализирующиеся непосредственно на промышленном туризме.
«На данный момент мы уже ведём переговоры с большим количеством крупных предприятий за Уралом и в Сибири. Пока же мы организуем туры в ближайшие к Москве регионы. Одними из основных целей нашей деятельности является повышение технической грамотности молодёжи, возможность туристам показать разные процессы производства, а также дать им попробовать себя в новых амплуа. В будущем планируется прямое сотрудничество с предприятиями и непосредственно с ВУЗами, имеющих техническую направленность», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» управляющий директор туркомпании «Туропром» Александр Якубов. В России есть множество промышленных городов, которые могут стать центрами промышленного туризма, считает эксперт. Это прежде всего Челябинск, Воронеж, Липецк и другие. «Среди ближайших планов по объектам посещения - Московский нефтеперерабатывающий завод, сталелитейное производство в Коломне, ЦУП, Московский мусоросжигательный завод, предприятия в сфере машиностроения», - добавил собеседник.
Ратмир Романов
|