В рамках подготовки к VI БЭФу авторитетные эксперты в очередной раз высказывают масштабные идеи о будущем Прибайкалья - не забывая, впрочем, упоминать о противоречивости стоящих задач
На Байкале необходимо выстраивать систему природопользования таким образом, чтобы от запретительных мер перейти к разрешительным, но под жестким контролем государства. Об этом заявил руководитель группы компаний «Метрополь», председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук на пресс-конференции, посвященной старту третьего этапа международной научно-исследовательской экспедиции «Миры» на Байкале».
Как сообщает пресс-центр VI БЭФ, по словам Михаила Слипенчука, одной из задач Фонда содействия сохранению озера Байкал является привлечение внимания общественности к тем сложностям и вызовам, которые существуют на Байкале. «Мы имеем богатейшее по разнообразию флоры и фауны озеро. При этом люди, которые живут на его берегах, из-за жесткого природоохранного законодательства, не имеют возможности для развития», – говорит он.
Еще одна точка зрения на будущее Прибайкалья высказана в рамках подготовки к БЭФу Станиславом Гончаренко, президентом Евроазиатского транспортного инновационного центра. По мнению эксперта, «на Байкале необходимо создать туристско-деловой центр Евразии», соответствующий по своей масштабности и влиянию Давосу, Сингапуру, Шанхаю, ОАЭ и др. По его словам, Байкал «является экологической столицей мира», его уникальность официально признана ЮНЕСКО, и это должно подкрепляться высокой деловой активностью.
«Перед нами стоит весьма противоречивая задача – развивать интенсивную хозяйственную деятельность в Байкальском регионе, не затронув при этом экологического равновесия, – говорит Станислав Гончаренко. – Это можно реализовать на базе создания мощных промышленных комплексов на транспортных магистралях, формирования целых транспортно-промышленных поясов, насквозь пересекающих страну, переводящих ее в новое, более высокое качество, более независимое состояние от внешних вызовов и угроз».
Как сообщает пресс-центр VI БЭФ со ссылкой на Станислава Гончаренко, создание туристско-делового центра на Байкале обусловлено глобализацией мировой хозяйственной системы и тем, что Сибирь и Дальний Восток становятся приоритетной зоной освоения ресурсов и развития промышленного производства. Байкальский регион может стать инициатором формирования нового экономического полюса в Азиатской России, так как находится в центре нескольких существующих и перспективных национальных и международных транспортных коридоров (МТК): «Восток-Запад» («Транссиб»), Улан-Баторская железная дорога, связывающая Байкальский регион с Монголией и дальше с Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Здесь имеются международные аэропорты в Иркутске и Улан-Удэ. Этот регион связан реками Енисеем и Леной с Северным морским путем. Через этот регион пройдет будущая Северо-Российская евразийская железнодорожная магистраль от южной оконечности о. Сахалин до Баренцева и Балтийского морей. БАМ – первый, восточный участок этой магистрали уже действует. Строительство Северо-Сибирской магистрали предусмотрено в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
«В Байкальском регионе предусмотрена новая железнодорожная стыковка Транссиба с БАМ. Именно через Байкальский регион должна пройти сквозная прямая, как струна, надземная, высокоскоростная железная дорога на новейших, экологически чистых и экономически посильных для страны технологиях от Москвы до Владивостока. Жители Сибири и Дальнего Востока перестанут быть оторванными от Центра, сократится опасный демографический перекос в России, на Байкал хлынет мировой туристический и деловой поток. Расцвет края станет неизбежным», – отметил Станислав Гончаренко.
По его мнению, учитывая сложность проблемы и ее значимость для всей страны, необходимо на уровне государства разработать концепцию «Байкал – экологическая столица мира» («Байкал – туристско-деловой центр Евразии»). В целях ее реализации сформировать федеральную целевую программу с соответствующим экологически защищающим законодательством, с особой промышленной специализацией, развернутой транспортно-логистической системой, обеспечивающей многоуровневые региональные поставки активной хозяйственной зоны, массовый туризм и соответствующей перспективе транспортного узла мирового класса. Кроме того, необходимо разработать концепцию высокоскоростного надземного рельсового движения между Центром и Востоком России и сформировать федеральную целевую программу для ее реализации, сообщил Станислав Гончаренко |