2012 год станет "точкой старта качественно нового подхода к инвестициям в Иркутской области". Такое громкое заявление сделал на заседании регионального правительства министр экономического развития и промышленности Игорь Корнеев. Собственно конкретики за этим и подобными заявлениями пока просматривается мало - но желающие поучаствовать в процессе могут вникнуть в риторические нюансы нового политического тренда: инвестиционными в регионе будут стратегия, меморандум, атлас - и еще, возможно, некий уполномоченный.
То, что тренд во многом имеет политическое звучание - понятно, если учитывать манеру федерального начальства придавать административное значение всяческим рейтингам, а соответственно - крайне болезненное отношение к этим рейтингам первого лица региона. Игорь Корнеев отметил очевидное: Иркутская область не входит в число регионов-лидеров по привлечению прямых инвестиций и использованию инвестиционного потенциала. По итогам прошлого года область заняла лишь четвертое место среди территорий СФО по объемам привлечения инвестиций в основной капитал. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт» за 2011 год, Иркутская область по инфраструктурному потенциалу занимает 73 место среди регионов России. При этом такие отнюдь не самые передовые регионы, как Республика Мордовия, Смоленская, Тульская, Ульяновская области имеют все благоприятные стартовые условия для привлечения прямых инвестиций (с точки зрения составителей рейтинга - прим. авт.). В свою очередь, Дмитрий Мезенцев усугубил драматизм ситуации, высказав мнение что "позорное 73 место – это системное падение области в течение многих лет. И мы должны наверстывать упущенное».
Как объявляют областные власти, главной причиной недостаточного использования резервов инвестиционного развития является отсутствие масштабной и пошаговой инвестиционной стратегии развития региона.
Игорь Корнеев обрисовал составляющие новой инвестиционной политики. Это - "создание и актуализация необходимой нормативно-правовой базы, создание инфраструктуры управления и оценки эффективности инвестиционных проектов, закрепление ответственности за подготовку и реализацию инвестиционных проектов в министерствах и ведомствах регионального правительства и органах местного самоуправления, разработка инвестиционной стратегии области". Кроме того, необходимо "создание подготовленной инфраструктуры реализации инвестиционных проектов, проведение необходимых изысканий и проектных работ".
- Формирование инвестиционного законодательства является для нас важнейшей и первостепенной задачей на 2012 год, - подчеркнул Игорь Корнеев. – Предполагается уже в этом году принять региональный закон об участии Иркутской области в проектах государственно-частного партнерства, Закон о порядке предоставления областных госгарантий, предусматривающих поддержку инвестиционных проектов за счет бюджета Иркутской области. Кроме того, будет принят Инвестиционный меморандум Иркутской области, который станет "рабочим путеводителем инвестора". Сообщается, что "кроме направлений инвестиционной политики, документ будет содержать перечень основных мероприятий по реализации инвестполитики в среднесрочной перспективе".
Задачей номер два Игорь Корнеев назвал "формирование институциональной инфраструктуры управления инвестиционным процессом в регионе".
- Уже сейчас предпринимаются меры: прошли заседания по инвестиционным перспективам, вчера было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Иркутской области и Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона, - отметил Корнеев. - В рамках недавней встречи руководитель Фонда Геннадий Алексеев дал высокую оценку инвестиционному потенциалу Иркутской области. Также были намечены реальные мероприятия по увеличения инвестиционной привлекательности Иркутской области. В мае 2012 года планируется открытие Центра по поддержке предпринимательства, который будет координировать процессы оказания предпринимателям ряда государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна».
Докладчик также рассказал о конкретных, как считается, мерах по повышению инвестиционной привлекательности: в 2012 году продолжится работа по созданию инфраструктуры туризма – начнется проектирование ряда объектов в границах ОЭЗ и работа по привлечению резидентов особой экономической зоны. (Отметим, что первые "эскизы" объектов многострадальной ОЭЗ "Ворота Байкала" мы видели еще при губернаторе Тишанине, они касались тогда Большого Голоустного - и так эскизами и остались; реализация же туристического рая в Слюдянском районе упирается в неразрешимую силами региональных властей проблему с закрытием БЦБК).
Также сообщается о планах до 1 июля создать инвестиционный атлас области. В него войдет информация об основных характеристиках территорий, конкурентных преимуществах, а также "сведения о ресурсах и инвестиционных проектах". По словам губернатора области Дмитрия Мезенцева, предполагается, что документ станет материалом при работе по привлечению потенциальных инвесторов. Кроме того, в этом году начнется работу по формированию новых принципов позиционирования региона.
Если внимательно проанализировать все перечисленные выше инвестиционные словообразования и издательские планы, то конкретика начинает искрить, по сути, в двух моментах. Во-первых, власти намерены шире практиковать государственные гарантии (надо полагать, по инвестиционным кредитам - за счет, заметим, невеликого областного бюджета). Во-вторых, облегчить бюрократическое бремя при взаимодействии бизнеса с государственной машиной ("одно окно", дело безусловно хорошее - но волнует в основном, все-таки, мелкий бизнес: у крупного и среднего инвестора достаточно своих юристов, чтобы навалиться на существующее чиновничество и выбить-таки нужную кипу бумаг).
Еще, как сообщается, региональные власти обещают оказать всевозможную помощь муниципалитетам, которым отводят "важнейшую роль" в предстоящем ускорения инвестиционного процесса. В связи с этим сообщается о намерении создать в регионе институт инвестиционного уполномоченного. Чем на практике будет заниматься эта фигура с пафосным титулом - вряд ли у кого-то есть представление, но на кого будет возложена конечная ответственность за возможные провалы "инвестпланов громадья" - вполне ясно: как отметил губернатор, "если в муниципальных образованиях не будут решаться проблемы, относящиеся к текущей организации жизни - ремонт дорог, поддержание в должном состоянии объектов социального и культурного назначения, Иркутской области ни за что не подняться с 73-го места куда-то повыше".
В частности, Дмитрий Федорович выразил надежду, что "еще до наступления парламентских каникул у правительства области будет возможность заслушать доклад мэра Виктора Кондрашова о состоянии инфраструктуры города Иркутска – не только дорог, но и сферы ЖКХ и т.д." Напомним, что параллельно губернатор учинил отдельный спрос с мэра областного центра за отсутствие планов реконструкции исторического центра и развития города вообще. Таким образом, поскольку иркутские улицы и трубы - вещи предельно конкретные, зримые здесь и сейчас, то вполне вероятно: главным тормозом "раскрытия инвестиционного потенциала области" окажется в итоге Виктор Иванович Кондрашов. Как говориться - а кому сейчас легко?
***
Ожидается, что вопросы развития инвестиционного потенциала найдут свое отражение и на заседании Регионального совета 19 апреля. |