МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Telegram-канал «Заметки на полях»
2025-11-12-01-41-23
Всем известно, что ребенок формирует собственные модели поведения, прежде всего наблюдая за своими родителями. Нередко люди проявляют насилие к другим именно потому, что в их семье это было привычным делом. Сделал что-то нехорошее в детском саду — получил по мягкому месту; наблюдаешь ссору у родителей, видишь ее разрешение — слезы и синяк под глазом у матери. В итоге дети, впитывая деструктивные модели поведения родителей, впоследствии зачастую активно проецируют их и в рамках собственной жизни.

Сделать платными все дороги России: пойдут ли власти на риск?

Автор: Николай Яременко, главный редактор Rosbalt.ru, доцент Финансового университета при правительстве РФ   
23.09.2025 09:32

Очередная инициатива, призванная пополнить бюджет, может внести сумятицу в привычную жизнь вызвать серьезное общественное недовольство.

Николай Яременко: Рискнут ли власти сделать платными все дороги

-

Представьте себе мир, где каждый километр пути на автомобиле — от поездки в соседний магазин до командировки в другой город — обходится в копеечку. Где движение по федеральным трассам, региональным дорогам и даже городским улицам регулируется умными системами сбора платежей. Фантастика? Отнюдь. Введение платы за проезд всем дорогам к 2030 году — это обсуждаемый сценарий развития транспортной инфраструктуры России.

Нам, привыкшим к относительной свободе передвижения (пусть и по дорогам разного качества), перспектива платить за каждую поездку на собственном авто кажется шокирующей и даже возмутительной. Однако сторонники этой концепции приводят вполне логичные и вроде бы весомые аргументы.

Во-первых, пополнение дорожных фондов. Основной мотив — это, конечно, финансирование строительства и ремонта дорог. Существующие источники (транспортный налог, акцизы на топливо) не всегда покрывают колоссальные потребности в инвестициях. Дополнительные сборы могли бы обеспечить стабильный и достаточный поток средств для поддержания инфраструктуры в надлежащем состоянии и ее развития.

Во-вторых, перераспределение финансовой нагрузки на автовладельцев: чем больше ездишь, тем больше платишь. Это выглядит более справедливым, чем общий транспортный налог, который платят все владельцы авто. Правда, лично у меня есть ощущение, что плату за километры введут, а вот транспортный налог никуда не денется. Кроме того, мы и сейчас, по сути, платим дважды — транспортный налог и акцизы на топливо. Появление еще одного сбора будет восприниматься уже как тройное налогообложение.

Конечно, введение платы за проезд может стать инструментом регулирования транспортных потоков, особенно в часы пик и в центрах крупных городов. Оно способно стимулировать использование общественного транспорта, каршеринга, велосипедов, что, в свою очередь, сокращает пробки, уменьшает выбросы вредных веществ и улучшает экологическую ситуацию.

Кроме того, предлагаемая система платежей невозможна без повсеместного внедрения современных цифровых технологий — спутниковой навигации, камер фиксации, бортовых устройств. Это может способствовать развитию высокотехнологичной инфраструктуры.

Но есть и масса рисков. Очеь многим людям автомобиль просто жизненно необходим — для работы, поездок на дачу, перевозки детей, доступа к медицине в отдаленных районах. Введение повсеместной платы может стать непосильным бременем для малообеспеченных слоев населения. Это может привести к социальному расслоению и росту недовольства.

Также потребуется развертывание колоссальной сети устройств фиксации, систем оплаты, сервисов поддержки. Любые сбои, ошибки в начислениях или проблемы с доступом могут вызвать хаос в работе всей инфраструктуры.

Если проезд становится платным, необходимо предложить качественные альтернативы — развитый, комфортный и доступный общественный транспорт, хорошо продуманные объездные пути. Без этого система будет восприниматься как принудительное «выжимание» денег. К тому же любая новая система сбора платежей, особенно в таких масштабах, несет в себе риски разрастания бюрократического аппарата и коррупционных схем.

Таким образом, перспектива повсеместной платы за проезд до 2030 года — это не просто технический вопрос, а серьезный социально-экономический вызов. С одной стороны, она может стать инструментом для модернизации инфраструктуры и решения экологических проблем. С другой — без тщательной проработки социальных последствий, без создания адекватных альтернатив и без гарантированной прозрачности расходования средств эта инициатива рискует вызвать масштабное недовольство и стать еще одним камнем преткновения в отношениях между государством и гражданами.

Прежде чем обязывать людей платить за каждый километр, власти должны ответить на главные вопросы: как эта система улучшит жизнь каждого россиянина, а не только дорожных фондов? И готово ли общество к такой радикальной перестройке привычного уклада? Ведь дорога — это не только асфальт и бетон, но еще и свобода передвижения, которая для многих является фундаментальной ценностью.

Николай Яременко, главный редактор Rosbalt.ru, доцент Финансового университета при правительстве РФ

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-10-27-01-05-55
Рост средней продолжительности жизни в последние годы заметно замедлился, и, по мнению директора Института биологии старения Алексея Москалева, человечество приблизилось к естественным границам возможностей медицины. Учёный утверждает, что достижения последних десятилетий, ещё недавно обеспечивавшие значительные успехи в продлении жизни, сегодня уже не дают прежнего эффекта.

В Новосибирске в третьем квартале текущего года продажи готовых строений и срубов для дачных участков возросли на 14% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Наибольшая доля продаж пришлась на бытовки, бани и дома (25%, 22% и 16% соответственно), сообщает Om1.ru Новосибирск.
2025-10-29-00-55-22
Когда мозг ежедневно перерабатывает сотни сообщений, отчетов и уведомлений, он начинает буквально «шуметь» от переизбытка стимулов. Психологи уверены: чтобы сохранить ясность мышления и эмоциональную устойчивость, нужно уметь не только работать, но и вовремя переключаться.
2025-10-27-01-06-51
Онлайн-покупки давно перестали быть просто удобным способом экономить время — они начинают влиять и на качество питания. Об этом пишет врач-эндокринолог Зухра Павлова, ссылаясь на исследование учёных из Пенсильванского государственного университета (Pennsylvania State University).
-21-
За эту меру доверено было выступить депутатам в регионах Центрального федерального округа

 

Новости вертикали власти

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
-2026-
Несмотря на то, что номинальная заработная плата вырастет в среднем на 8,4 %, реальный прирост составит лишь 2,7 %, следует из опроса, проведенного Банком России.
2025-11-12-08-18-33
Платформа искусственного интеллекта «Нейрошлюз», разработанная «Ростелекомом», впервые стала членом жюри профессиональной премии в области управления информационными технологиями «ИТД: Интеллект, Талант, Действие».

Сбер представил AI-аналитика для бокса. Основанная на генеративном искусственном интеллекте и компьютерном зрении, система анализирует движения боксёров в реальном времени и даёт тактические рекомендации, сообщает пресс-служба компании.

Акции и выгодные предложения подготовили к Зелёному дню партнёры Сбера в сфере онлайн-торговли и доставки продуктов. Все предложения собраны в приложении СберБанк Онлайн в разделе «Для жизни», сообщает пресс-служба компании.
2025-11-12-02-02-29
Соответствующий законопроект будет принят до конца года, заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
2025-11-12-01-41-23
Всем известно, что ребенок формирует собственные модели поведения, прежде всего наблюдая за своими родителями. Нередко люди проявляют насилие к другим именно потому, что в их семье это было привычным делом. Сделал что-то нехорошее в детском саду — получил по мягкому месту; наблюдаешь ссору у родителей, видишь ее разрешение — слезы и синяк под глазом у матери. В итоге дети, впитывая деструктивные модели поведения родителей, впоследствии зачастую активно проецируют их и в рамках собственной жизни.
2025-11-12-01-40-34
Инициатива Госдумы по интеграции медицинского полиса ОМС и СНИЛС с номером телефона — это шаг к созданию универсального цифрового идентификатора гражданина. В мире, где цифровизация пронизывает все сферы жизни, идея унификации идентификационных данных давно назрела. Зачем нам множество отдельных номеров (ИНН, СНИЛС, ОМС, паспорт), если можно использовать один легко запоминающийся ключ к нашей цифровой личности?
2025-11-11-13-01-08
Мобильная связь и быстрый доступ в интернет стали доступны жителям деревни Ключи Черемховского района Иркутской области. «Ростелеком» в партнерстве с мобильным оператором Т2 запустил в населенном пункте юбилейную 1000-ю базовую станцию от компании «Булат» в рамках проекта устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0).