Сделать платными все дороги России: пойдут ли власти на риск? |
| Автор: Николай Яременко, главный редактор Rosbalt.ru, доцент Финансового университета при правительстве РФ |
| 23.09.2025 09:32 |
|
Очередная инициатива, призванная пополнить бюджет, может внести сумятицу в привычную жизнь вызвать серьезное общественное недовольство.
- Представьте себе мир, где каждый километр пути на автомобиле — от поездки в соседний магазин до командировки в другой город — обходится в копеечку. Где движение по федеральным трассам, региональным дорогам и даже городским улицам регулируется умными системами сбора платежей. Фантастика? Отнюдь. Введение платы за проезд всем дорогам к 2030 году — это обсуждаемый сценарий развития транспортной инфраструктуры России. Нам, привыкшим к относительной свободе передвижения (пусть и по дорогам разного качества), перспектива платить за каждую поездку на собственном авто кажется шокирующей и даже возмутительной. Однако сторонники этой концепции приводят вполне логичные и вроде бы весомые аргументы. Во-первых, пополнение дорожных фондов. Основной мотив — это, конечно, финансирование строительства и ремонта дорог. Существующие источники (транспортный налог, акцизы на топливо) не всегда покрывают колоссальные потребности в инвестициях. Дополнительные сборы могли бы обеспечить стабильный и достаточный поток средств для поддержания инфраструктуры в надлежащем состоянии и ее развития. Во-вторых, перераспределение финансовой нагрузки на автовладельцев: чем больше ездишь, тем больше платишь. Это выглядит более справедливым, чем общий транспортный налог, который платят все владельцы авто. Правда, лично у меня есть ощущение, что плату за километры введут, а вот транспортный налог никуда не денется. Кроме того, мы и сейчас, по сути, платим дважды — транспортный налог и акцизы на топливо. Появление еще одного сбора будет восприниматься уже как тройное налогообложение. Конечно, введение платы за проезд может стать инструментом регулирования транспортных потоков, особенно в часы пик и в центрах крупных городов. Оно способно стимулировать использование общественного транспорта, каршеринга, велосипедов, что, в свою очередь, сокращает пробки, уменьшает выбросы вредных веществ и улучшает экологическую ситуацию. Кроме того, предлагаемая система платежей невозможна без повсеместного внедрения современных цифровых технологий — спутниковой навигации, камер фиксации, бортовых устройств. Это может способствовать развитию высокотехнологичной инфраструктуры. Но есть и масса рисков. Очеь многим людям автомобиль просто жизненно необходим — для работы, поездок на дачу, перевозки детей, доступа к медицине в отдаленных районах. Введение повсеместной платы может стать непосильным бременем для малообеспеченных слоев населения. Это может привести к социальному расслоению и росту недовольства. Также потребуется развертывание колоссальной сети устройств фиксации, систем оплаты, сервисов поддержки. Любые сбои, ошибки в начислениях или проблемы с доступом могут вызвать хаос в работе всей инфраструктуры. Если проезд становится платным, необходимо предложить качественные альтернативы — развитый, комфортный и доступный общественный транспорт, хорошо продуманные объездные пути. Без этого система будет восприниматься как принудительное «выжимание» денег. К тому же любая новая система сбора платежей, особенно в таких масштабах, несет в себе риски разрастания бюрократического аппарата и коррупционных схем. Таким образом, перспектива повсеместной платы за проезд до 2030 года — это не просто технический вопрос, а серьезный социально-экономический вызов. С одной стороны, она может стать инструментом для модернизации инфраструктуры и решения экологических проблем. С другой — без тщательной проработки социальных последствий, без создания адекватных альтернатив и без гарантированной прозрачности расходования средств эта инициатива рискует вызвать масштабное недовольство и стать еще одним камнем преткновения в отношениях между государством и гражданами. Прежде чем обязывать людей платить за каждый километр, власти должны ответить на главные вопросы: как эта система улучшит жизнь каждого россиянина, а не только дорожных фондов? И готово ли общество к такой радикальной перестройке привычного уклада? Ведь дорога — это не только асфальт и бетон, но еще и свобода передвижения, которая для многих является фундаментальной ценностью. Николай Яременко, главный редактор Rosbalt.ru, доцент Финансового университета при правительстве РФ МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
Рост средней продолжительности жизни в последние годы заметно замедлился, и, по мнению директора Института биологии старения Алексея Москалева, человечество приблизилось к естественным границам возможностей медицины. Учёный утверждает, что достижения последних десятилетий, ещё недавно обеспечивавшие значительные успехи в продлении жизни, сегодня уже не дают прежнего эффекта. В Новосибирске в третьем квартале текущего года продажи готовых строений и срубов для дачных участков возросли на 14% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Наибольшая доля продаж пришлась на бытовки, бани и дома (25%, 22% и 16% соответственно), сообщает Om1.ru Новосибирск. |














